Западу вновь посоветовали нанести по Ирану превентивный удар

02 августа 2013
A A A


На этом фоне отмена визита в эту страну Владимира Путина выглядит неслучайной

Встреча Владимира Путина с Хасаном Роухани задумывалась Кремлем в рамках турне российского президента по портам прикаспийских стран. В Иране это Бендер-Энзели. Но руководители страны не согласились покинуть столицу и приехать на каспийское побережье, взамен пригласив Путина в Тегеран, где можно было бы провести переговоры не только с новоизбранным президентом страны Роухани, но и с аятоллой Хаменеи. На это не согласился уже президент России.

О том, что визита не будет, заявил в среду посол Ирана в Москве Махмуд Реза Саджади, пишет «Взгляд». По словам посла, «такая встреча не запланирована». «Российский и иранский лидеры встретятся в рамках проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества в сентябре в Бишкеке», – проинформировал он.

Наблюдатели отмечают, что в Иране «уклонение» от визита в столицу восприняли как оскорбление. С другой стороны, в мире визит Путина в Тегеран могли расценить как прямую моральную поддержку режима аятолл. Из слов посла следует, что стороны так и не смогли договориться, и поездка в Иран вообще не состоится.

Тем не менее она может состояться в будущем. В минувшую пятницу пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что сроков визита главы государства в Иран нет. «Визит планируется, но четко согласованных сроков на данный момент нет», – заявил он.

Политологи ожидали, что Владимир Путин будет присутствовать на инаугурации Роухани, но теперь выясняется, что его заменит спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Сама церемония инаугурации намечена на 4 августа, на нее приглашены 13 глав государств, в том числе лидеры Афганистана, Армении, Гвинеи-Бисау, Ливана, Казахстана, Пакистана, Таджикистана, Того, Туркменистана, премьер-министры Свазиленда и Сирии.

Турне Путина, смысл которого теряется без посещения Ирана, преследовало вполне конкретные цели: подготовку к четвертому Каспийскому саммиту глав прибрежных государств, намеченному на вторую половину текущего года. Хозяйкой саммита будет Россия.

Иран же ждет конкретных предложений по поставкам ракетного комплекса «Антей-2500» взамен комплекса С-300, заявил посол Саджади. «Я думаю, что сначала Россия должна окончательно рассмотреть этот вопрос, а потом, после окончательного рассмотрения, выдвинуть свое конкретное предложение. То есть мы ждем конкретного предложения РФ», – сказал он.

Тем временем не снижается накал страстей вокруг вопроса, стоит ли бояться иранской ядерной бомбы, если страна ее сделает. В то, что Иран обогащает уран только ради атомной электроэнергетики, не верит, кажется, уже никто, и здесь мнения экспертов разделяются на диаметрально противоположные. Одни говорят, что хуже этого ничего и быть не может, так как, заполучив такое оружие, Иран начнет терроризировать весь мир; другие же уверяют, что ничего страшного не произойдет. Более того, Иран подготовит все компоненты для урановой бомбы, но собирать ее не станет, намекнув всем, что может это сделать, если понадобится, то есть если возникнет угроза его безопасности.

К середине 2014 года у Ирана будет достаточное количество урана для создания ядерного оружия, прогнозирует американский Институт науки и международной безопасности (ИНМБ). Чтобы не допустить этого, ИНМБ рекомендует США и Израилю нанести превентивный удар, пишет «Свободная пресса». 

Обращает на себя внимание то упорство, с которым Иран развивает свою ядерную программу. С 1995 года против страны действуют американские торгово-экономические санкции. Все 2000-е годы мировое экспертное сообщество обсуждало вероятность начала прямой военной агрессии. Ущерб экономике Исламской Республики от различных международных санкций составил огромную сумму и, видимо, перекрывает возможную выгоду от использования атомной энергии. Было бы проще согласиться на покупку урана у других государств, что давно советуют сделать международные организации. Но Иран не соглашается и продолжает настаивать на создании собственной атомной промышленности, невзирая на то, что Европа, США и Израиль продолжают грозить ему военными ударами (правда, пока не решаются на активные действия).

«Я думаю, что ядерное оружие у Ирана уже есть. Собственно, именно поэтому эту страну никто и не трогает. Всем понятно, что трогать ядерную державу нельзя, – говорит бывший замдиректора по науке Всероссийского НИИ атомного энергетического машиностроения профессор Игорь Острецов. – Все говорят про обогащение урана, но будто забыли, что бомбу делают из плутония. А для получения плутония у Ирана есть необходимые запасы урана на собственной территории. Все поднимают вопрос об обогащении по причине угрозы ядерного терроризма».

По мнению ученого, от плутониевой бомбы толку мало. Она испускает излучение, незаметно провезти ее невозможно, а ракету с ней тут же собьют. А вот урановую бомбу огромных размеров (она не «фонит») можно совершенно незаметно, замаскировав подо что угодно, доставить к побережью противника, опустить на дно, а потом дистанционно взорвать. Поднимется страшной силы цунами, которое смоет все прибрежные города (в США почти все главные города на берегу). А в итоге никто даже и знать не будет, кто взорвал эту бомбу.

«Иран официально заявил, что обогатил уран до 20%, – продолжает Острецов. – Для бомбы нужна степень обогащения в 90%. Но поднять степень с 20 до 90% совсем просто. По сути, это задача для первоклассника. Причем это можно сделать на скрытом где-нибудь в горах заводе. Тяжело получить нужный уран, у которого степень обогащения 0,7%. А вот с 20-процентным легко работать. Но не думаю, что мировое сообщество будет спокойно смотреть на всё. Терроризм в таком масштабе никому не нужен, чтобы сразу кто-нибудь решил уничтожить Нью-Йорк, Сан-Франциско и восточное побережье Китая».

Востоковед-иранист Владимир Сажин говорит о том, что бояться начала ядерной войны со стороны Ирана не стоит: «Опасность иранской ядерной программы не в том, что он может использовать бомбу против других государств. В Тегеране все прекрасно понимают, что в этом случае страна будет просто уничтожена. В мире боятся того, что Иран в случае изготовления урановой бомбы будет по-другому разговаривать со всеми остальными государствами. А он хочет стать первой державой в регионе. На мой взгляд, Иран не будет делать бомбу, но он создаст инфраструктуру для ее изготовления. Этот уровень сейчас имеют Германия, Япония, Канада, Аргентина, Бразилия и даже Нидерланды. Никто из них делать бомбу не будет, но может в случае принятия политического решения. Иран после того, как создаст оружие, будет шантажировать другие страны. Все соседи этого и опасаются. Другая опасность состоит в том, что вслед за Ираном свои ядерные программы начнут развивать Турция и Саудовская Аравия. Тогда договоренность о нераспространении ядерного оружия можно будет похоронить».

Источник: KM

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.