Как в Иране воспитывают детей и немного о письмах по этому поводу...

28 апреля 2012
A A A


Жизнь - это дар, дающийся Создателем, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу. Ислам начинает защищать права ребенка еще на стадии его планирования. Более того, в исламе нерожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве. Сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Всевышним, - обязанность, предписанная шариатом. Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье. Именно по этой причине с самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. Формирование внутреннего духовного мира ребенка начинается с создания семьи – его отца и матери. Почему? Потому что условия создания брака должны быть дозволенными с точки зрения шариата – законов исламской религии. После создания такой семьи дети в нем считаются законнорожденными. Сценарий жизни целых поколений рода зависит от того, как вырастите своё потомство. Для того, чтобы воспитать ребёнка в рамках ислама нужно следовать следующим принципам: • Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит - добропорядочных детей. • Все беды, ошибки в воспитании ребенка зависят от окружения ребенка - семьи, детского сада, школы, двора. • Формирование внутреннего духовного мира ребенка происходит в семье. • Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. При этом надо сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов • Философия исламского воспитания - это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для общества граждан. Педагогические принципы исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль. Ислам закладывает фундамент для правовой и социальной гарантии прав ребенка и его правильного воспитания, ведь дети – продолжатели рода человеческого, украшение семьи, подарок Всевышнего: "Богатство и сыновья — украшение этой жизни..." (Коран 18:46). Что же касается посланника Аллаха, то он рисует нам мир детства, который напоминает собой рай, говоря: «Дети — это райские бабочки». Базовые принципы семьи по-ирански В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание верующих детей. Первый контакт человека с женщиной происходит с матерью, которая носить его под сердцем, производить его на свет, кормит, растит и воспитывает его. В хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Конечно, исламское воспитание имеет свои особенности по ряду причин. Но, как и в любой семье, родители-мусульмане должны быть друзьями своим детям. Наверное, нет универсальных рецептов того, как воспитать ребенка мусульманином. Пророк Мухаммад сказал:"Самое ценное, что может дать отец своему ребенку - это хорошее воспитание". А это означает, что миллионы последователей ислама на планете Земля ответственно относятся к тому, как воспитываются их дети. С другой стороны, родители в Иране пользуются непререкаемым авторитетом и глубоко почитаются. К ним обычно обращаются на «вы» и до достижения совершеннолетия их наставления являются для ребенка обязательными. Ребенок может высказывать свое мнение, но грубые споры, пререкания, повышение голоса по отношению к родителям недопустимы. Побывав в иранских семьях я четко ощутила это правило! Сейед Махмуд Реза Саджади Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в одной из бесед с журналистами очень доступно осветил философию и право воспитания детей в Иране: «Все люди хотят, чтобы их дети рождались и воспитывались в той вере, которую они считают правильной. Внутреннее законодательство Ирана обращает особое внимание на вопросы наследства и воспитания и содержания ребёнка. Если завтра один из супругов покинет наш мир, то по закону какой религии делить наследство? Поэтому в Иране вступающие в брак должны принадлежать к одной религии. Это действует внутри страны. А если два человека любят и друг друга, и свою религию, то они могут вступить в брак за границей и приехать обратно. Ничего предосудительного здесь нет». Одним из наиболее важных аспектов мусульманского воспитания детей является объяснение им того, что Аллах также доволен их действиями. Если вы говорите что то, что они сделали, делает вас и Аллаха довольными, тогда ребенок начинает ассоциировать хорошее поведение с действием ради довольства Аллаха, что является основой действия мусульманина. К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит от успеха каждого. Поощряется гармоническое воспитание детей, с этой целью существуют школы искусств, музыки, спортивные школы. Посылать детей на учебу в зарубежные страны в Иране не принято до достижения ими совершеннолетия, зато получение высшего образования за рубежом с целью изучения другого языка, специальности, культуры вполне поощряется. Женщина как сердце исламской семьи Ошибочно представление, будто мусульманская женщина все основное время проводит на кухне и в детской. Любящая мама и хорошая жена — всеми уважаемая личность в мусульманском обществе. А что же отцы? Они обязаны обеспечивать материальную сторону для собственной семьи, оказывать помощь жене в ведении хозяйства. Кстати, во многих восточных странах еду готовят именно представители сильного пола. Угощение едой гостей или членов семьи считается благочестивым делом. Все вышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к родителям и старшим, но и к сестрам и братьям. После исламской революции иранская женщина вполне установила связь между своей семейной ответственностью и общественной обязанностью. Создавая различные организации, с большим энтузиазмом играют роль в процессе развития своей страны. Известный журналист, поэтесса, долгое время жившая в Иране и знающая жизнь страны изнутри, Людмила Авдеева, высказала интересную мысль о том, что семья - это не только многочисленная ячейка общества, но, в первую очередь, "преемственность поколений", которая выражается в традициях и обычаях, цементирующих общество. "Приверженность нравственным идеалам, базирующихся на общечеловеческих ценностях, свойственна последователям всех религий", - сказала она. Л. Авдеева поделилась с своим видением мусульманской семьи, которая "всегда вызывает уважение". По ее мнению, мусульманские женщины, являющиеся "сердцем" исламской семьи, "не только красивы, но и умны". Иранская семья – день сегодняшний В средней городской иранской семье сейчас не более двух-трех детей, хотя в городской же, но при этом достаточно обеспеченной может быть четыре-пять, а иногда семь-восемь детей. В средней семье в сельской местности количество детей значительно выше, чем в городской. В городской иранской семье работающий ребенок явление редкое. Дети практически не работают на производстве, но они могут пойти в обучение к ремесленнику или другим специалистам и научиться делать что-либо своими руками. В основном это касается мальчиков. Также они помогают отцу, если у него есть свой бизнес, например, магазин, кафе и т.д. Подросткам поручают сходить в магазин, сделать какую-нибудь работу по дому или по двору. Официально государство разрешает работать на производстве и заниматься общественной деятельностью по достижении 15-летнего возраста. Более 70% детей воспитываются в семье матерью, несмотря на то, что многие иранские женщины работают. Иногда детей отдают на воспитание бабушкам и дедушкам, в детские сады (есть частные), либо приглашают няню. Отец принимает участие в воспитании детей, однако именно на нем традиционно лежит задача обеспечения экономического благосостояния семьи. Несмотря на то, что в Иране мальчики и девочки обучаются раздельно на протяжении всего школьного периода, разница в программах образуется лишь, когда им исполняется 14 лет. Это различие не касается обучения наукам, но у девочек продолжают развивать те навыки, которые им в семье прививает мать: учат крою и шитью, приготовлению пищи, умению присматривать за детьми и стариками. Мальчики же начинают постигать основы техники, электроники. При этом Мухаммад учил не делать различий между девочками и мальчиками, ибо и те, и другие есть дар и Господня благодать: «Девочка - какое прекрасное дитя. Она ласкова, сострадательна, любит помогать, радостна и исполнена материнскими чувствами». Особенно большая занятость женщин в Иране наблюдается в образовательных учреждениях. Статистика показывает, что женщины обладают большими способностями и возможностями, и они доказывают это на деле. Но с другой стороны, многие женщины с высшим образованием предпочитают заниматься семьей, потому что Семья в Иране высшая ценность общества. Поэтому для женщин воспитание детей и сохранение семейного очага является святым. Cоветник министра юстиции Ирана, первая женщина-судья, ответственная за дела семьи, женщин и детей Пуран Валавиюн откровенно выступила с речью в Москве, посвященной и проблемам воспитания детей и прав женщин: «...Естественно, в каждом обществе есть много своих проблем. Было бы преувеличением сказать, что в Иране их нет. Но, по моему мнению, иранские женщины имеют меньше всего проблем, потому что Иран является передовой страной в отношении защиты прав женщин. Наше государство основано на принципах ислама, и мы считаем, что в религии можно найти ответы на все животрепещущие вопросы. Вновь возникающие проблемы можно решить путем внесения поправок в законодательство и принятия новых законов. При этом в законотворчестве, кроме норм шариата, мы используем практику международного права... Накануне своей поездки в Россию я изучала конституцию РФ иобнаружила много общего в законодательстве наших стран. Российские законы очень хорошие, но в Иране они более детализированы... Так, например, согласно принятому в этом году в Иране закону, женщина, в случае, если ее муж собирается жениться еще раз, может в судебном порядке подать жалобу и уточнить, с какой целью мужчина это делает, так как у него уже есть семья... По нашему гражданскому кодексу, который находится в полном соответствии с законами шариата, при разводе родителей дети до семи лет остаются под опекой матери. При этом расходы на содержание детей оплачиваются мужчиной. А по достижении ребенком семи лет он может по собственному желанию выбрать одного из родителей. Если же возникают какие-либо трудности, то решение принимает суд... Что же касается известного закона о побивании женщин камнями за измену мужу, то в настоящее время действие этого закона приостановлено. Богословы, возглавляющие сейчас в Иране судебную власть, являются противниками применения этого закона, тем более в общественных местах. Вообще, в Иране смертная казнь приводится в исполнение только в отношении закоренелых преступников, неоднократно совершавших правонарушения...» Письмо ...Недавно автор статьи получила письмо от девушки из России (я получаю достаточно много откликов). Приведу выдержки из письма моей соотечественницы с ее любезного разрешения (стиль и орфография письма сохранены). «Хочу тоже поделиться впечатлением от этой страны. Я вышла замуж за Иранца, что мне только не говорили, как меня только не отговаривали, даже упрекали, не понимали, окружающие меня люди, родственники. Прожив с ним уже 6 лет, я в благодарна Всевышнему, что он мне послал именно такого человека. В Культуре Ирана, действительно не зазорно Мужчине помыть посуду или почистить ковер, приготовить ужин. Мы оба работаем, я больше, так как я руководитель компании, он чуть меньше, но он всегда создает удивительную гармонию дома. Если я не успела помыть посуду, не беда, он сам её помоет и в его голове не возникнет даже мысли об упреке и он это сделает от души, не кривляясь. Я была в Иране, у них действительно нет четкого разделения труда в этом смысле, ни в одном доме, где я была, я не видела такого, чтобы Женщина делал все сама, Мужчины рядом, они помогают, конечно это касается тех моментов, когда в доме лишь самое близкое окружение. Природа в этой стране и правда очень красивая. Горы-это да, а какие красивые холмы и поляны окружают некоторые районы, я такого не видела нигде. В Иране, действительно продают спиртное не легально, это есть, но оно очень дорогое... В Иране присутствует другая проблема, это наркотики... Мне очень приятно то, что в Иране, действительно ценность семьи на высоком уровне, у моего мужа есть сестра, у них с мужем 2-е детей, из за болезни она не может выполнять свою супружескую обязанность, и это длиться уже очень долго (больше 10 лет) и муж с ней не разводится, потому что у них приоритеты другие, потому что у них Семья, а жена уверенна в нем, уверенна в завтрашнем дне, уверенна, что будет обеспеченна, любима и у неё есть семья, меня всегда поражала эта история. Да и в этой стране есть разводы, но это скорее исключение, чем правило, у них ценность семьи другая, в отличии от европейских стран. Когда, я была в этой стране, меня приняли очень хорошо, я не видела не одного взгляда упрека, ни от одного человека, мне все улыбались, и я чувствовала, что это было искренне. Сейчас мы живем в России, но очень тесно поддерживаем связь с родственниками, в их семье есть много русскоговорящих, и каждый день начинается с того, что они меня спрашивают по интернету, как у меня дела, все ли хорошо, как муж и так далее.... Замечу, что даже мои родственники не делают этого каждый день. У них достаточно своих проблем, у них присутствует безработица..., но все это переживало каждое государство в свое время, и люди находят выходы. Мне действительно жутко от того, что какие-то страны, из за определенных природных ресурсов, могут позволять себе разрушать их мир, пытаться господствовать над ними, над людьми, в крови которых течет независимость. Плохо и пошло на душе от того, что кто то, может разрушить их мир, пусть даже у этого “какого” и прописано в конституции, что они должны управлять миром, им не кто не давал на это право!» Я согласна с автором письма в том, никакие, даже самые благие, как кажется на первый взгляд, цели, не оправданы страданиями людей. Иран как независимая страна имеет право на мирную жизнь! Мне очень хотелось бы, чтобы иранские детишки имели бы право на жизнь и мирное небо над головой и в их глазках стояли бы только слезы радости! (Журнал «Караван», №9, Культурное представительство при посольстве ИРИ в РФ, публикуется с незначительными сокращениями)
Т.С.Оленич, <i>доктор философских наук, профессор</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.