США за Новый Шелковый путь, если он пойдет в обход Ирана

02 апреля 2012
A A A


Заметка из блога EurasiaNet "The Bug Pit" На прошедшей в Душанбе Пятой конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану, США, как и ожидалось, использовали представившуюся возможность для пропаганды своей инициативы под названием "Новый Шелковый путь", предусматривающей превращение Афганистана в один из узловых центров торговли между странами Центральной и Южной Азии. "Богатые запасы природных ресурсов региона, новые торговые соглашения и развивающаяся сеть транспортных и энергетических путей подчеркивают многообещающий экономический потенциал процесса интеграции Южной и Центральной Азии, – отметил главный представитель США на конференции, а именно помощник госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Роберт Блейк. – Но укрепление экономического взаимодействия – сути программы "Нового Шелкового пути" – является нелегкой задачей и произойдет не в одночасье. Для этого потребуются активное взаимодействие и координация усилий правительств стран региона, международных партнеров и привлечение инвестиций частного сектора". Так что можно себе представить, как должны были взволноваться США, услышав от участников конференции о намерении "форсировать" реализацию планов строительства железнодорожной магистрали из Кашгара (на крайнем западе Китая) в Герат (в западном Афганистане). Кашгар и Герат – это же словно сам Шелковый путь, да и задача объединить Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан в рамках одного регионального проекта – тоже достойная цель. Но все дело в том, что движущей силой железнодорожного проекта Кашгар-Герат выступает Иран. А США невыносима любая мысль о сотрудничестве с Ираном, и пропади пропадом весь этот проект "Нового Шелкового пути"! На пресс-конференции по итогам конференции у Блейка поинтересовались этим аспектом: "Вопрос [персидская служба "Би-би-си"]: Г-н Блейк, нам известно, что США и европейские страны продвигают в регионе интеграционные проекты между Центральной и Южной Азией. Как это возможно без участия Ирана? Помощник госсекретаря США Блейк: Вопрос был об участии Ирана. Позвольте мне сказать, что в соответствии с американскими санкциями в отношении Ирана, США призывают все страны региона избегать торгового и прочего взаимодействия с правительством Ирана, дабы заставить Иран сотрудничать с международным сообществом и развеять опасения последнего в связи со своей ядерной программой. Мы полагаем, что здесь существует ряд очень хороших альтернатив. Так, например, трубопровод Туркменистан-Афганистан-Индия является очень хорошей альтернативой ряду других предлагаемых трубопроводов, и мы активно выступаем за этот проект, проект ТАПИ. Думаю, очень важно, что работа над данным проектом начинает продвигаться и пользуется поддержкой всех четырех стран-участниц". Чем трубопровод мешает железной дороге? Что общего между ними? Следующий вопрос Роберту Блейку также касался действий США в отношении Ирана: "Вопрос [ИА "Тоджньюс", Таджикистан]: Во время одного из заседаний на конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану, в ходе выступления президента Ирана, вся делегация США встала и вышла из зала. Это вызвало у журналистов Таджикистана множество вопросов. США – демократическая страна, а одним из главных принципов демократии является готовность выслушать все мнения. Как Вы прокомментируете поступок американской делегации во время конференции? Насколько США готовы прислушаться к Ирану? Помощник госсекретаря США Блейк: Мы весьма разочарованы тем, что президент Ахмадинеджад воспользовался возможностью выступить на конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану, главной задачей которой является решение вопросов региональной экономической интеграции, для высказывания критики в адрес США и наших партнеров по НАТО, а также необоснованных обвинений в отношении нашей политики в Афганистане. Поэтому мы решили покинуть зал в знак протеста против этих беспочвенных обвинений, так как у нас, очевидно, не было бы возможности ответить на них". Проект железнодорожной ветки Кашгар-Герат уже какое-то время обсуждается. На пути его реализации предстоит преодолеть множество препятствий, не последним из которых является отсутствие финансирования. Но то же самое, и даже больше, можно сказать и о пропагандируемом США проекте ТАПИ. Другим проектом региональной интеграции, недавно получившим новый импульс, является Международный транспортный коридор "Север-Юг", призванный обеспечить железнодорожное, автомобильное и морское сообщение между Индией и Россией по территории Центральной Азии – и, конечно же, Ирана. Это вопрос, вероятно, будет подниматься в ходе саммита БРИКС, открывшегося в Индии, но США, конечно же, не будут участвовать и в этом. Похоже, что поезд региональной интеграции отходит от вокзала, а США стоят на перроне и смотрят ему вслед.
Джошуа Кучера, <i>независимый вашингтонский журналист, специализирующийся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, автор блога "The Bug Pit" на EurasiaNet </i>
Источник: EurasiaNet

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.