Россия и Иран в конце первого десятилетия ХХI века: противоречия и взаимные интересы

22 марта 2012
A A A


В конце первого десятилетия 2000-х годов, как и в предыдущие годы, отношения России и Ирана основывались не столько на экономической заинтересованности , сколько на общности их геополитических интересов. Обе страны сохраняют заинтересованность в уменьшении американского влияния в центральноазиатском регионе и на Кавказе, в ограничении присутствия третьих стран в регионе, особенно на Каспийском море, в поддержании стабильности в регионе, в предотвращении развития сепаратистских тенденций в своих многонациональных государствах. В начале ХХIвека заметно усилилось экономическое влияние Китая в регионе, все более приобретающее характер экономической экспансии. Иран и Россия, также стремящиеся упрочить свои позиции в этом регионе, особенно в Центральной Азии, объективно заинтересованы в совместном противостоянии этой экспансии. Совпадают геоэкономические интересы России и Ирана также в том, чтобы противостоять попыткам США переориентировать экономические потоки из центральноазиатских стран на азиатские рынки, минуя транспортные сети Ирана и России. Однако, несмотря на общность взглядов на многие региональные проблемы, уровень отношений нельзя назвать высоким и достаточно устойчивым. Как и в предшествующие десятилетия, отношения между Россией и Ираном претерпевали значительные колебания. Например, Иран в период конфликта осенью 2008 г. на Кавказе фактически поддержал Москву, но в 2009 г. он занял выжидательную позицию в отношении признания независимости Южной Осетии и Абхазии. В 2010 г. негативным моментом в отношениях Ирана с Россией стало присоединение России не только к санкциям СБ ООН, но и к санкциям, введенным США и ЕС, а также к критериям вступления новых кандидатов в ШОС, принятым на Ташкентском саммите. Одним из критериев, закрывшем дорогу к полному членству Ирана в ШОС, стало отсутствие санкций со стороны ООН. И хотя включение в критерии пункта о санкциях было поддержано большинством членов, иранская сторона отчетливо понимала, что выбор этих критериев определялся, главным образом, позицией Китая и России. Тем не менее, несмотря на нестабильность в динамике двухсторонних связей, объективная необходимость их поддержания осознавалась руководством и России и Ирана. Для России Иран объективно является выгодным экономическим партнером, обладает значительным экономическим потенциалом и развитым внутренним рынком. Несмотря на развернувшийся кризис и ужесточившийся санкционный режим, Иран остался платежеспособным партнером. По рэнкингу Всемирного банка от 1 июля 2011 г. Иран занял по объему ВВП в 2010 г. (по обменному курсу) 29 место, по объему ВВП по паритетам покупательной способности (ППС) -18 место. Оказавшись в критической ситуации, Иран сумел избежать экономического коллапса, и избежал регрессии. Достаточно высокой – на уровне 26-27% остается норма валовых инвестиций, что обеспечивает гарантии роста экономики, особенно учитывая оптимальную технологическую структуру капиталовложений. Сокращение в результате санкций притока прямых иностранных инвестиций, доля которых и до этого была невелика, компенсируется увеличением частных – как в результате приватизации, так и реализации совместных с государством проектов за счет средств Нефтяного и Национального фонда развития[i]. Этим укрепляется база для развития частного иранского бизнеса и его активизации в соседних странах. Увеличивается частный сектор в финансовой сфере, в т.ч. за счет приватизации банков, что, безусловно, является фактором, способствующим расширению связей с российским частным бизнесом.[ii] Достаточно высокими остаются золотовалютные резервы Ирана. По оценкам на начало 2012 г. они составили почти 110млрд долл. ( 22 место в мире)[iii]. Иран имеет емкий внутренний рынок, и что главное для российских производителей- производственный рынок. Достаточно сказать, что более 80% иранского импорта составляют оборудование и полуфабрикаты для промышленности. Поэтому Россия заинтересована в торговле с Ираном, позволяющей ей диверсифицировать свой экспорт. Россия, которая на мировом рынке выступает в качестве сырьевого поставщика, на иранский рынок поставляет, главным образом, свою промышленную продукцию и научно-технические услуги. По итогам 2010 г. товарооборот российско-иранской торговли составил 3,65 млрд долл., при этом российский экспорт составил 3,4 млрд долл, т.е. более чем в 12 раз превышает импорт из Ирана[iv]. Основными статьями российского экспорта в Иран являлись металлы и металлоизделия (около 65%), драгоценные металлы и камни (17,5%), машины и оборудование, суда и транспортные средства, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Для Ирана в условиях санкций в отношении банковских операций особенно важным становится импорт золота и драгоценных камней. Следует отметить, что в экспортируемой в Иран металлургической продукции стала уменьшаться доля продукции с высокой добавленной стоимостью. Иран закупает часть российского металла для его дальнейшей переработки в более качественную сталь. Импорт из ИРИ в основном представлен товарами народного потребления (текстиль, пластиковые изделия, ковры, изделия из стекла, химикаты), продовольственными товарами, а также автомашинами («Саманд»). Наши экономические связи с Ираном в последние годы приобрели политический характер, так как оказывают влияние на отношения России с другими странами. В первую очередь это касается военно-технического сотрудничества с Ираном. Россия полностью выполнила контракт на поставку в Иран ЗРК «Тор-М1», но уже в 2009 г. фактически были заморожены поставки С-300, а в 2010 г. был издан указ президента о запрете на их поставки в Иран. Выплаченный иранской стороной аванс по контракту был возвращен. Для России еще со времен шаха, наиболее выгодным направлением экономических связей было экономическое сотрудничество. Работает Постоянная межправительственная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. В сентябре 2011 г. состоялось 9 заседание Постоянной комиссии. В Протоколе по результатам заседания было отмечено, что «стороны считают важным активизацию сотрудничества по линии торгово-промышленных палат обеих стран, имея в виду использование их возможностей в развитии регионального сотрудничества, организации деловых миссий и обмена деловой информацией, привлечении российских и иранских предпринимателей и компаний к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, семинарах и симпозиумах на территории обеих стран и подтвердили свое намерение оказывать содействие деятельности Российско-Иранского делового совета.»[v] Главным объектом российско-иранского сотрудничества долгие годы являлось строительство АЭС в Бушере. Ее строительство было практически завершено еще в 2008 г., но в зависимости от технических, но главным образом политических причин, сроки ввода в эксплуатацию постоянно отодвигались. В сентябре 2011 г. АЭС была введена в эксплуатацию, и уже в этом году она будет подключена к единой электросети Ирана. Несмотря на переговоры о продолжении сотрудничества на этом направлении, новых контрактов на строительство АЭС пока не заключено. Основной акцент в энергетическом диалоге сделан на сотрудничестве в производстве и распределении электроэнергии, в добыче энергоресурсов и способах их транспортировки. 14 июля 2010 г. в Москве была подписана «дорожная карта» ирано-российского сотрудничества в области энергетики, рассчитанная на 30лет. В ней предусматривается обмен техническими ноу-хау, технологиями и опытом не только в области энергетики, но и в области добычи нефти и газа, их переработки, в проведении исследований на нефтяных и газовых скважинах, в разведке новых месторождений на морском шельфе. Но пока присутствие российских компаний на иранском нефтяном и газовом рынке весьма ограничено, главным образом, под давлением санкций США. Конечно, санкции США, а теперь и ЕС, будут влиять на схемы обмена энергоресурсами с участием Ирана. Это сузит возможности Ирана участвовать в экспортных проектах, но это, как можно с высокой степенью вероятности прогнозировать, ослабит и возможные рычаги влияния на него со стороны других участников совместных проектов. Также как выход из Ирана крупнейших российских компаний, фактическое отсутствие в настоящее время экономически выгодных совместных проектов, значительно снизили возможности и политического влияния России. При этом для России закрепление на иранском рынке и совместное использование иранского газа представляет экономический интерес- с точки зрения заполнения проектируемых ею в Европу газопроводов. Сотрудничество в газовой сфере, хоть и ограничено санкционным режимом, но продолжает развиваться как на уровне двухсторонних отношений, так и в формате Форума стран-экспортеров газа, получившего статус организации в декабре 2008 г. Очевидна перспективность участия России в реконструкции существующих и строительстве новых железнодорожных линий, особенно строительство железной дороги Астара-Казвин-Решт, которая является частью Международного транспортного коридора «Север-Юг». Экономическое сотрудничество развивается также путем установления прямых связей между отдельными регионами Ирана и России, например, между Татарстаном, Дагестаном, Астраханью и cеверными провинциями Ирана- Гиляном, Западным и Восточным Азербайджаном. Только в Астраханской области действуют более ста компаний с участием иранского капитала. Многие соглашения предусматривают сотрудничество со свободной экономической портовой зоной «Энзели»(иранский порт на Каспийском море), которая находится на пути международного транспортного коридора «Север–Юг». Но в целом уровень экономического сотрудничества остается невысоким, и отражением этого является то, что объем накопленных взаимных инвестиций в 2010 г. оценивался всего в 30,5 млн долл. Наиболее привлекательными отраслями и для российских и для иранских инвесторов являются торговля, сервис автотранспорта и бытовой техники.[vi] Многие из проблем в наших двусторонних отношениях остаются нерешенными. Из-за позиции Ирана не решена проблема определения статуса Каспийского моря, хотя для России это не создает осложнений с Ираном из-за спорных месторождений. Обе стороны твердо придерживаются позиции о недопустимости на Каспии военных сил третьих стран. На Третьем Саммите ( 18 ноября 2010 г. в г. Баку) было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, в котором стороны пришли к согласию о необходимости укрепления практического сотрудничества между прикаспийскими государствами по обеспечению региональной безопасности и стабильности, а также в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия.[vii] Конечно, установлению более тесных политических и экономических контактов препятствует сохраняющаяся конфронтация Ирана с Европой и США, которые являются важными экономическими партнерами России. Нет единого мнения в российских и в иранских кругах об эффективности нашего сотрудничества. Многие склонны считать, что Россия использует свои отношения с Ираном как средство давления на США и Запад. В иранской прессе часто пишется о том, что Россия – не надежный партнер, так как уступает давлению США (в частности, задержав строительство и пуск в эксплуатацию Бушерской АЭС, затормозив поставки С-300, присоединяясь к санкциям СБ ООН ). Наиболее трудной для России является принятие решений по ядерной программе Ирана. Безусловно, Россия не заинтересована в том, что на ее границах появится новая ядерная держава. Но более негативные последствия для России, чем сам факт ее наличия, может иметь силовая акция против Ирана, учитывая последствия военных операций в Ираке и Афганистане, возможность распада страны. Безусловно, что в настоящее время, когда окончательный прогресс в переговорном процессе так и не достигнут, для России наиболее предпочтительным вариантом была бы ратификация подписанного Ираном Дополнительного протокола. Россия постоянно предпринимала дипломатические усилия для реализации этого плана. Ставшее в 2009 г. известным наличие в Иране (под Кумом) еще одного завода по обогащению урана заставило Россию присоединиться к жесткой резолюции Совета управляющих МАГАТЭ 27 ноября. Сам факт этого сокрытия при имеющихся контактах России и Ирана в развитии ядерной энергетики не мог не бросить тень и на отношения России с мировым сообществом и на ее отношения с Ираном. В немалой степени это обусловило подписание Указа президента РФ об ограничениях в российско-иранском сотрудничестве от 22.09.2010 г., что, безусловно, оказало влияние на динамику развития отношений России с Ираном. После этого с иранского рынка стали уходить российские компании, имевшие коммерческие интересы не только в США, но и Европе. Так, уже в октябре 2010 г. о прекращении всех коммерческих отношений с Ираном заявила «Лукойл». Вышла из Ирана и «Газпром нефть». Не активно, но продолжает свою деятельность в Иране только компания «Татнефть», которая имеет совместную с Фондом обездоленных (Боньяде мостазаффин)» компанию. Более перспективным является сотрудничество Ирана и России в электроэнергетических проектах, особенно в электрораспределительных системах, так как этот аспект экономической деятельности не попадает под санкционный режим. Электросеть Ирана уже соединена с электросетями Турции, Азербайджана, Армении, Туркменистана, Афганистана. Происходит обмен электроэнергией между странами в зависимости от времени года. Можно ожидать выхода на иранский электроэнергетический рынок и некоторых западных компаний через российские компании. В мае 2011 года Турция и Иран объявили о создании «дорожной карты» в сфере энергетики, где также активно работают российские компании. Карта предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и развитие совместного инвестирования, активизацию различных форм энергетического сотрудничества, включая строительство новых электростанций, использующих солнечную и ветровую энергию. [viii] Иран продолжает оставаться достаточно выгодным партнером России с точки зрения реализации региональных интересов России. К таким можно отнести модернизацию транспортной структуры Ирана, участие в которой расширяет транзитные возможности России. В 2011 г. в Тегеране подписано трехстороннее соглашение (между Ираном, Азербайджаном и Россией) об ускорении реализации проекта МТК «Север- Юг»- в отношении строительства с участием ОАО РЖД железной дороги Казвин-Решт-Астара. Одновременно Иран и Россия подписали двухстороннее соглашение о совместном строительстве железных дорог и реализации проекта по электрификации железной дороги Тегеран – Бендер-Аббас, имеющей большое значение для развития региональной торговли. РЖД имеет контрольный пакет акций в ирано-российской компании BCI (Black Sea Ferry&Investment), которая осуществляет транспортировку грузов с использованием российских и иранских портов. Иран ставит своей целью превратиться в региональный транспортный узел. Он построил первую в Афганистане железную дорогу, новую шоссейную дорогу до Герата[ix], новым пятилетним планом ИРИ запланировано широкомасштабное строительство новых железных дорог в самом Иране. Интересам России такие цели Ирана, несмотря на ослабление зависимости центральноазиатских государств от транспортной структуры России, не противоречит, так как Россия получает дополнительные возможности для выхода к Персидскому заливу и странам региона. Безусловным является совпадение интересов по предотвращению распространения афганских наркотиков (на Иран в настоящее время приходится до 40% афганского наркотрафика), в этой области налажены контакты, в т.ч. в рамках ШОС[x]. Необходимость в согласовании действий на энергетических рынках, угроза безопасности и развития сепаратистских тенденций в южных пограничных районах России в результате возможного военного удара по Ирану, вероятность всплеска экстремистских настроений в Иране в результате ужесточения санкций, грозящего перекинуться на участников санкционного режима, потери от сокращения выгодного для России торгово-экономического сотрудничества с Ираном, растущая роль Ирана в Ближневосточном регионе -являются факторами, которые с большой долей вероятности могут замедлить отрицательный тренд в развитии отношений между Россией и Ираном и будут содействовать расширению политических, экономических, военно-технических и культурных связей. Эскалация международной напряженности, вызванная «арабской весной», вероятность распространения политической нестабильности на прилегающие к Ирану и России территории, выявили заинтересованность Москвы и Тегерана в сохранении взаимного сотрудничества, которое отвечает их национальным интересам, совпадающим по многим направлениям. Особенно заметной стала активизация российско-иранских связей после смены режимов в арабских странах, продемонстрировавших рост исламского фактора. Показательно, что уже в январе 2011 г. состоялся телефонный обмен мнениями между президентами двух стран. На Всемирном экономическом Форуме в Давосе Д. Медведев заявил о том, что нет доказательств, что Иран разрабатывает атомное оружие. Участились взаимные визиты правительственных делегаций разного уровня, особенно после событий «арабской весны», в ходе которых особое внимание уделяется обмену мнениями и согласованию политики, в том числе в отношении Афганистана, Ирака, стран Ближнего и Среднего Востока. Большинство иранских аналитиков считают, что иранское направление внешней политики России после избрания президентом России В.Путина может значительно укрепиться. Заместитель министра иностранных дел ИРИ Хоссейн Амир Абдоллахиян заявил, что после избрания В.Путина «мы рассчитываем , что отношения между Ираном и Россией будут укрепляться и усиливаться».[xi] В начале марта 2012 г. в Москве на встрече Х.А.Абдолахияна со специальным представителем Президента РФ по Ближнему Востоку, заместителем Министра иностранных дел РФ М.Л.Богдановым были обсуждены наиболее актуальные проблемы ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Обе стороны подчеркнули свою готовность содействовать урегулированию проблем на основе широкого национального согласия. С этой точки зрения была рассмотрена обстановка в Сирии, Ливии, Египте, Йемене и в ряде других стран, а также перспективы дальнейшего развития российско-иранского политического диалога по международным и региональным проблемам. Н.М. Мамедова [i] Там же. Р.8. [ii] 2011.International Monetary Fund.August 2011. Country report №11/241. P.15. [iii] CIA . The World Factbook. Январь. 2012 [iv] www.economy.gov.ru/minec/activity/. [v] Протокол девятого заседания Постоянной Российско- Иранской комиссии по торгово- экономическому сотрудничеству от 11 сентября 2011года в Тегеране. [vi] www.economy.gov.ru/minec/activity [vii] Совместное заявление Президентов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана 18 ноября 2010 г. [viii] Турция и Иран создают дорожную карту по энергетике // http://www.iran.ru. 30.05.2011 [ix] О значении, придаваемом в Иране развитию транспортной сети в рамках экономической помощи см. «Iran&Reconstrruction of Afganistan 2001-2008». Ministry of Foreign Affairs of the Islamic Republic of Iran. Edited A.R.Salarian.Tehran.2010/11. [x] См. Н.М.Мамедова. «Иран и ШОС».-«ШОС и страны Ближнего и Среднего Востока (к 10-летию образования ШОС). М.2011. С.31-46. [xi] www.Iran.ru.06.03.2012.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.