Александр Проханов: Я люблю тебя, Иран

26 августа 2011
A A A


У Ирана есть бомба Я только что вернулся из Ирана. Современные города и великолепные дороги, лавины автомобилей и кристаллические небоскрёбы на перекрёстках людных проспектов. Крохотная, почти убогая квартирка, где жил великий лидер Ирана аятолла Хомейни, совершивший небывалую в мире духовную революцию, которая поставила Иран в самый центр мировой цивилизации. Дивные мечети и мавзолеи, сверкающие, как перламутровые раковины, несущие в лазури свои золоты купола. Священный город Кум, где сосредоточена духовная власть Ирана, со множеством исламских университетов и школ, в которых изучаются и трактуются суры и аяты Корана. Встречи с чиновниками и министрами, интеллигентами и редакторами ведущих газет. Беседы с богословами. Посещение компьютерных центров, где в великолепно оборудованных салонах и лабораториях создаются компьютерные программы. С их помощью Коран исследуется во множестве его трактовок и сопоставлений. Разговоры с технократами и учёными, связанными с модернизацией Ирана, с его ядерной программой. Участие в религиозной мистерии Ашуры, когда тысячи и тысячи мусульман выходят на улицы ночных городов, принимая участие в траурных радениях, посвящённых мученической смерти имама Хусейна. Я двигался в стотысячной накалённой толпе, окружённый стенающими и рыдающими иранцами, среди тяжеловесных транспарантов, украшенных плюмажами из страусиных перьев. Рядом со мной двигались юноши, дети, белобородые старики, символически охлёстывали себя цепями, выражая своё горе и своё сострадание не только мученически погибшему имаму, но и всем горюющим сегодня на земле, всем несправедливо попранным и страдающим. Я сделал для себя заключение: да, современный Иран обладает бомбой. И этой бомбой является тот образ общества, тот социальный и духовный строй, с которым Иран после исламской революции выступил на мировую арену и бросил вызов всей губительной мировой системе. Этот строй и общество ставят в центр человеческого бытия духовное совершенство, духовное видение, чувство божественной справедливости, придавая этому принципу поистине универсальный космический смысл. Земная жизнь, человеческая практика, быт, людская деятельность, ремёсла, науки, земные деяния осмысливаются с точки зрения небесных ценностей, получают своё оправдание в религиозном учении, в божественном замысле. Энергия, отпущенная человеку в его конечной жизни, тратится им не на безумное потребление, не на бессмысленное и болезненное утоление страстей и пороков, прихотей и похотей, но направляется на самосовершенствование, на творчество, на поиск истины, на соотнесение земной жизни с жизнью бесконечной, небесной и божественной. Иран — это не страна ночных клубов и увеселительных заведений, роскошных ресторанов и стриптиз-баров, гедонистических наслаждений. В Иране не заметишь суетливого упования на скоротечную жизнь, во время которой нужно как можно больше успеть насладиться приобрести, накопить. Иран — это страна университетов и множества школ, страна библиотек и проповеднических кафедр, страна непьющего молодого оптимистического народа, чей разум не замутнён алкоголическим бредом и наркотическим туманом. Искусство и философия Ирана учат благому отношению друг к другу, к природе, ко всему материальному и духовному миру, укрощая в человеке животное, пробуждая в нём божественную сокровенную суть. Справедливость — центральный момент иранской религиозной и государственной философии. Именно она, справедливость, создала в Иране особый тип демократии, где выборность является непременной и неустранимой нормой, охватывающей парламент, партии, институт президентства, саму религиозную духовную власть, в которой верховный лидер аятолла не ниспослан народу свыше, а является плодом выборной процедуры, совершаемой в духовной среде. Иранская власть — это не произвол индивидуально принимаемых решений, а бесконечное число компромиссов и согласований, происходящих между несколькими центрами влияния и силы. Эти согласования и этот постоянный поиск компромиссов делают политический иранский процесс пусть несколько замедленным, но чрезвычайно плавным и гармоничным, лишённым срыва и надлома. Иран — это страна не просто молодых пытливых и деятельных мужчин. Это страна молодых прекрасных женщин, чувствующих себя абсолютно свободными. Иранская женщина — это не хмурое согбенное лишённое прав существо, запечатанное в чёрный кокон. Она— живой деятельный член иранского общества, занимающийся наравне с мужчинами политикой, наукой, культурой, получающий качественное образование. Она связана через культурные и политические институты, Интернет, открытую прессу со всем иранским обществом, играя в нём наряду с мужчинами важную и видную роль. Пребывая в студенческих аудиториях, научных лабораториях, богословских школах, на улицах иранских городов, я чувствовал бурлящую молодую разлитую повсюду энергию. Эта энергия и есть та термоядерная плазма, уловленная системой государственного и социального управления, способная осуществлять чудеса научного и интеллектуального прорыва, победного военного подвига и божественного прозрения. Эту энергию вызвал к жизни великий аятолла Хомейни. Праведник, явившийся из изгнания в Тегеран и направивший в революцию бесчисленные миллионы верующих и стремящихся к правде иранцев, сокрушивших пушки и пулемёты шаха. Ненависть Америки к Ирану кроется не в желании американцев овладеть несметными богатствами иранских нефтяных пластов. Не страхом увидеть в руках иранских военных атомную бомбу. Не желанием доминировать в этом ближневосточном очень чутком нервном районе мира. Страх и ненависть Запада к Ирану заключается в том, что Иран своей государственной и социальной моделью бросил вызов всему ветхому, омертвелому, гибнущему и агрессивному в своей гибели западному миру. Запад, построивший своё могущество на культе мамоны, на культе денег, фондовых рынков и безумного потребления, надорвал животворные силы человечества. И этот мир сегодня терпит крах. Иран предлагает иную модель поведения, другую организацию общества, основанную на гармони земли и неба, машины и человека, духа и материи. Этот образ, предлагаемый Ираном миру, чрезвычайно привлекателен. Может быть, именно здесь, в Иране, после крушения великого Советского Союза, где идея справедливости так и не была осуществлена— реализуется долгожданная и желанная попытка человечества построить гармоническое идеальное общество. У Ирана много врагов. Они окружили страну блокадой. Предпринимают экономические и военные санкции. Убивают его учёных-ядерщиков. Демонизируют Иран, превращая его в глазах мирового общественного мнения в чудовище. Достойно самого великого сожаления, что Россия в этой схватке добра и зла примкнула к врагам Ирана, встала на сторону зла, поместила себя в ветхий погибающий, обречённый на уничтожение мир, отказавшись от своего главного исторического богатства — от идеи справедливости, ради которой Россия прожила весь свой двадцатый век. Я двигался в ночной тегеранской толпе. Грохотали барабаны и ревели трубы. Качались надо мной страусиные плюмажи. Среди огней смотрело на меня лицо Аятоллы Хомейни. Миллионы вышедших на улицы людей дышали единым дыханием, одновременно ударяли себя руками в плечо и сердце. И эти звуки, удары и ритмы, это грохотание бубнов и миллионов сердец создавали грандиозную вибрацию. От этой вибрации трепетали окружающие горы и небесные звёзды, плескались воды окрестных морей, её слышали соседние народы и страны. Мне казалось, что эта вибрация преображает мир. Я был счастлив, что являюсь частью этого преображённого мира. Люди бессмертного мира В священном городе Кум я стоял в мечети в зеркальном зале. Тысячи зеркал, больших и малых, складывались для меня в невероятные узоры и утекали в высоту. Мне казалось, что я стою на крохотном узоре шерстяного ковра, а надо мной ввысь уходит конус ослепительного света, конус зеркальной чистоты. И там, в вышине, реют божественные силы добра, справедливости и вселенской мудрости. Стоя в этом зеркальном зале, в этом конусе света, я пережил миг высокого откровения. Я думал о религиозном государстве Иран, которое было создано имамом Хомейни. Иран указал человечеству ослепительное будущее. Он манит в это будущее философов, мыслителей, физиков тонких энергий, биологов, художников, авангардистов всех мастей. Он указывает двери в будущее не только отдельно взятым провидцам, но и целым народам, быть может, всему человечеству, которое, пережив этот мучительный кризис, переступив черту болезни, начнёт исцеление и будет стремиться туда, где невозможно повторение недуга. Иранская религиозная философия, ставшая частью государственной философии, рассматривает нынешний мир как бесконечно малую часть другого, более объёмного и грандиозного мира, в котором существует иная, объёмная многомерная истина, ослепительная, как божественный кристалл. Эта божественная истина проецируется в наш земной мир как слабая тень, как двумерная неполная проекция, которая не даёт представления о восхитительной красоте исходного кристалла. Современные люди, захваченные в плен западным рациональным сознанием, рассматривают земную реальность как единственно возможную. Выстраивают её, полагаются на неё, считают, что с учётом этой реальности возможно достижение личных и государственных целей. Они не учитывают неполноты этой земной реальности, забывают, что она — только тень другой, летающей в высоте божественной истины. И поэтому люди сегодняшней земли, полагаясь только на то, что видят их глаза и трогают их руки, совершают массу ошибок. Их планы и проекты не точны, они чреваты ошибками, которые грозят огрехами, быть может, концом мира. Иран поощряет развитие в своём обществе современной физики, биологии, социологии, не отрицает ни одного из направлений современной авангардной науки. Тем не менее, громадные усилия прилагает к изучению иной, надмирной действительности, иного, божественного инобытия. Ибо оттуда, из того мира, в наш мир приходят настоящие духовые знания: новейшие физические теории, знания об устройстве живого вещества, истинная космология и этика. Оттуда в этот мир рвутся поразительные эстетические формы: ещё не написанные картины, симфонии, поэмы, которые здесь, на земле, подхватываются гениями и превращаются в великую земную культуру. В Иране познание этого горнего мира — не удел отдельно взятых одиночек и мистиков, не привилегия школы или университета. Это дело всего государства, дело всего народа, который всем своим религиозным чувством устремлён к познанию мира божьего. Нашу временную земную жизнь от той, невременной, бесконечной, отделяет крохотная пуповина, именуемая смертью. Теория смерти — это целая гигантская наука, изучению которой посвятило себя всё человечество, а потом забыло её. В современном Иране этой теории придаётся кардинальное значение. Согласно иранским представлениям, смерть — это крохотный перешеек, отделяющий маленький водоём земной временной жизни от безграничного, безмерного океана жизни вечной. Понимая смерть как начало второго, неподвластного тлению, бытия, в Иране выращивают поколения бесстрашных творцов и героев, поборников вселенской справедливости. Учат не цепляться за жизнь любой ценой, не валяться в ногах угнетателя, который угрозой смерти превращает тебя в животное. Не торопиться решить в этой земной жизни все свалившиеся на тебя проблемы. Не стремиться здесь, в земной жизни, насладиться тем, что посылает тебе Творец. Но знать, что главные твои деяния, главные твои свершения, главные твои наслаждения и подвиги находятся по другую сторону смерти. Это ощущение в современном Иране доступно всему народу: и аристократии, и простолюдинам, и людям науки, и представителям высокой культуры. И оно, это ощущение, превращает Иран в крепость, которую не одолеть сверхдержавам. Мир Запада и мир Ирана пребывают в разных координатах. Все ракеты и пули, если они будут выпущены по Ирану, пролетят насквозь, не задев ни одной духовой клетки иранцев. Но камень, брошенный иранским мальчиком в американский авианосец, разрушит всю западную цивилизацию дотла. В истории России были периоды, когда она напоминала сегодняшний Иран. Святая Русь, Русь Сергия Радонежского — это страна, где божественное присутствовало в каждой избе, часовне, осеняло каждую пасеку и каждую кузницу, было достоянием князя и смерда. Это ощущение неба сделало русских непобедимыми, помогло сбросить иноземное иго, породило несравненного иконописца Андрея Рублёва, положило основу государству, которое превратилось в крупнейшую империю мира, омываемую тремя океанами. Второй раз подобный период Россия переживала при Сталине. Вождь сумел превратить огромный народ в единый университет, который занимался познанием. В единую артель, которая занималась созидательным трудом. В единый батальон, который вышел на бой с мировым злом. Бесстрашие советского солдата, отдававшего жизнь за Родину, сломило незыблемые ряды тевтонов. Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы и 28 панфиловцев, Гастелло и Талалихин — это сталинские шахиды, отдававшие жизнь за великую красную веру, за мечту о вечном блаженстве, о вечной справедливости. Россия, в ХХ веке поставившая себе задачу создать абсолютное царство добра и справедливости, проиграла эту битву. Поход человечества от Кремля к Царствию Небесному был остановлен ГУЛАГом, маловерами в сталинском окружении, утомившейся, не выдержавшей великого напряжения интеллигенцией. Отсутствием в сталинском окружении настоящих мистиков и духовидцев, способных, подобно вождю, подниматься над бренной исторической реальностью и жить в пространствах метаистории. Иран и Россию объединяет не только геополитическое соседство, не только общая, прожитая то в дружбе, то в распрях, история. Иранцев и русских объединяет таинственное мистическое стремление к справедливости, понимание, что смысл человеческой истории заключается в том, чтобы выстроить в этой земной, пагубной и часто гибельной жизни, царствие, чертежи которого отдал человечеству Господь Бог. Царствие, где справедливость управляет не только отношением человека к другому человеку, но и человека к государству. Человека к машине. Человека к природе. Человека к звезде небесной. Ближайшее будущее человечества — это битва за справедливость, сражение за бессмертие, победа в котором дастся ценой больших трат и непомерных героических усилий. В этом сражении Иран и Россия должны быть вместе, ибо иранцы и русские — это люди бессмертного мира. Я — твой воин, Ахмадинежад! Восьмидесятые годы минувшего века. Очередная израильская агрессия против многострадального Ливана. Ливанские патриоты отбивали атаки израильских танков, укрывались в траншеях и дотах от израильских штурмовиков. Горела долина Бекаа. На помощь ливанским моджахединам из Ирана приехали добровольцы — стражи исламской революции. Кроме автоматов и гранатометов они привезли для себя ткань для саванов в знак того, что будут сражаться до смерти, не уступая израильтянам ни пяди своих позиций. Сирийские зенитно-ракетные полки, оснащенные советскими зенитными ракетами, отбивали атаки вражеской авиации, обрушивая на виноградники и оливковые рощи пылающие обломки израильских самолётов. Я, тогда ещё сравнительно молодой писатель, ходил на кораблях пятой советской Средиземноморской эскадры, сдерживающей давление шестого американского флота. Советские противолодочные корабли и подводные лодки преследовали американский авианосец, который вплотную приблизился к побережью Ливана. Я находился на крохотном кораблике радиолокационной разведки, замаскированном под рыбацкую шхуну. Это одинокое судно было нашпиговано радиоэлектронной аппаратурой разведки. Израильские эскадрильи взлетали с аэродромов в районе Яффы, направлялись в сторону моря, снижались и мчались на бреющем полёте над волнами, не видимые для радаров зенитно-ракетных полков. Самолёты двигались вдоль побережья Ливана, резко поворачивали в глубь территории, взмывали над долиной Бекаа и бросали ракеты и бомбы на позиции ливанцев. Наш кораблик фиксировал взлёт израильской авиации, отслеживал продвижение самолётов над плещущими волнами Средиземного моря и сообщал данные на пункты наведения зенитно-ракетных полков. И когда израильские штурмовики взмывали над долиной Бекаа, надеясь нанести удар по позициям ливанских патриотов, их встречал согласованный залп зенитных ракет, превращавший налёт израильтян в воздушную катастрофу. И в этой воздушной победе был и мой скромный вклад — советского писателя, в своих репортажах и очерках прославлявшего мужество исламских бойцов. Уже не стало Советского Союза. Исчезла советская модель, предложенная человечеству как альтернатива свирепому западному империализму. Модель, провозгласившая социальную справедливость как высшую земную ценность, собравшая под свои хоругви множество стран и народов, сделавшая 20-й век Красным веком. Однако, в советской модели принцип справедливости носил земной, во многом материальный характер, распространялся на земную реальность, не затрагивая ипостаси небесной, которая была чужда советскому Красному проекту. Против принципа земной справедливости враг применил изощренные земные технологии, и они, в конце концов, истребили зерно Красной модели, опрокинули Советский Союз, лишили человечество альтернативы перед лицом победившего беспощадного, не имеющего конкурентов, западного либерализма. Но божественная эволюция мира сразу же, как только испепелилась советская модель, породила новую уникальную форму, рождённую в недрах иранской исламской революции. Эта модель, появившаяся в огне и буре иранского восстания, осуществлённая в одной стране гением великого имама Хомейни, обращена ко всему человечеству как альтернатива западному бытию. Иранская модель, как пунцовая роза, имеет в своей сердцевине всё ту же ценность — справедливость. Однако, эта роза цветёт не только в земном саду, справедливость не ограничивается только земной реальностью. Эта роза — цветок и земного, и небесного сада — носит универсальный, вселенский характер, охватывающий и землю, и небо. Эта справедливость определяет отношение не только человека к человеку, но и человека к природе, человека к обществу, отношение земли к солнцу, отношение небесных светил друг к другу и отношение всей сотворённой земной и небесной вселенной к Создателю, к Всевышнему. Мировая исламская революция поднимается у нас на глазах. Народы сбрасывают с себя плиту иностранного господства, сметают режимы американских ставленников. Они одухотворены примером реализованных идеалов исламской революции. Стремятся построить своё бытие не только по законам земной социологии и экономики, но и по высшим религиозным уложениям, священным текстам, по таинственному закону, который управляет человеческой душой и сердцем. Иранская модель привлекательна не только для исламского мира, но и для всех народов земли. И у Запада, который не имеет конкурентов в изощрённых земных технологиях, в боевом и информационном оружии, у материалистического Запада нет инструментов, способных разрушить великолепную универсальную модель, затоптать эту дивную иранскую розу. Вся агентура западного мира, все авианосцы, бомбардировщики и космические группировки не в состоянии уязвить этот волшебный, ниспосланный небом, цветок. Оттого так беспомощна и агрессивна политика Запада по отношению к Ирану. Оттого так панически выглядит реакция западных интеллектуалов, политиков и военных на события, которые разгораются в исламском мире. Россия, отброшенная на задворки западной цивилизации, усвоившая идеологию радикального либерализма, оказывается примитивным экономическим, военным и моральным сателлитом Запада, обрекает себя на историческое крушение, к которому движется западный мир. Русские философы и духовидцы заняты созданием новой модели русского развития, которое идёт на смену сокрушённой Красной идее. В этом идеологическом творчестве Иран и его модель является для русских интеллектуалов великолепным примером. В какие лексические формулы ни будет отлит этот образ будущего, он включит в себя справедливость как универсальный божественный принцип, осмысленный в религиозных традициях. Российская государственность, возвращая под своё крыло утраченные пространства, объединяя на этих пространствах различные верования, языки и культуры, объединит их общим для всех народов чувством справедливости, которая сияет как божественная, не подверженная эрозии, ценность. Россия — страна с грандиозной православной культурой, с колоссальным опытом объединения пространств и народов, трагической и великой попыткой создать справедливое бытие, предложит человечеству свою модель, очень близкую к иранской. Мы вплотную приблизились ко времени вселенской сватки, к периоду глобальных сражений. Эти сражения будут проходить на морях и на землях. Примут характер воздушных боёв и морских операций. Но главным полем битвы станет идеология. Либеральный фашизм, в который на глазах превращаются сладкозвучные либеральные песнопения, и идея социальной справедливости, религиозный социализм сойдутся в непримиримой борьбе. И эта схватка потребует от народов мобилизации всех материальных и духовных сил, глубинных, содержащихся в народах представлений о Боге, добре, красоте. Никто из живущих не останется за пределами этой схватки. Уже проведена по земному шару грохочущая линия фронта. Исламская революция неизбежно превратится в революцию всех народов земли. Ахмадинежад, знай, что в России есть много твоих приверженцев и сторонников. Одним из этих сторонников являюсь и я. Если американские крылатые ракеты и самолёты полетят на Тегеран и Бушер, вопьются в нефтяные поля, университеты, лаборатории и научные центры, знай, что я и многие мои собратья — мы твои воины. Своими книгами, стихами и молитвами, своим стрелковым и дальнобойным оружием, своей страстью и верой, мы будем рядом с тобой. Мы станем сбивать крылатые ракеты Америки, испепелять пропитанные ядом американские пасквили. Я — твой воин, Ахмадинежад!
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.