Санкции и их влияние на положение в Иране

26 апреля 2011
A A A


11 апреля в Институте востоковедения РАН состоялась научная конференция «Санкции и их влияние на положение в Иране». Организатором этого форума выступил сектор Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока. В работе конференции приняли активное участие сотрудники отдела Израиля, представители научных центров и практических организаций, посольства ИРИ и студенты московских вузов. Открыла работу конференции заведующая сектором Ирана Н.М.Мамедова. В своем докладе «Усиление санкционного режима и его результаты» она отметила, что в отношении Ирана санкции со стороны международного сообщества применялись и ранее. Однако особенно широко санкционный режим стал применяться после исламской революции. Если в первые двадцать лет существования ИРИ в основе введения санкций со стороны США и Европы лежали политические причины, то в последние годы - реализация Ираном своей ядерной программы. После принятия Резолюций СБ ООН, начиная с 2006г, санкции приобрели международный характер. Так как санкции ужесточались постепенно, иранская экономика также постепенно приспосабливалась к ним. Но в 2010г. ситуация кардинально изменилась. После июньской Резолюции СБ ООН санкционный режим против Ирана не только стал международным, но и приобрел довольно жесткий характер. В результате санкций экономическая динамика развития замедлилась, сократился объем иностранных инвестиций в иранскую экономику. Однако падения ВВП до отрицательного и тем более, нулевого уровня не произошло, а торговля Ирана со странами ЕС, не говоря уже о Китае и России, в 2010г. даже выросла по сравнению с 2009г. Эффективность применения санкций ограничивает геополитический и экономический потенциал Ирана. Представляется, что экономика Ирана, на мой взгляд, достигла той стадии, когда почти все факторы роста, кроме цен на нефть, оказались практически исчерпанными. Дальнейшее ужесточение санкций может повлиять на позицию иранского руководства в отношении ядерной программы, особенно, если применение санкций не будет никак увязываться с попытками изменить сам режим. В ходе первого заседания, которое было посвящено обсуждению международной ситуации вокруг ИРИ, отношениям к санкциям некоторых государств, а также внешней политике Ирана, был рассмотрен вопрос о международно-правовых основах санкционного режима и проблеме легитимности односторонних санкций в отношении Ирана. В.Лаптев, магистрант МГИМО отметил, что Устав Организации Объединенных Наций фиксирует весьма разветвленную систему норм, принципов, институтов и мер, направленных на обеспечение международного правопорядка. Характерной чертой института международно-правовых санкций является то, что они применяются только после того, как определенное государство совершает деликт – то есть нарушает лежащее на нем международно-правовое обязательство или норму международного права. Санкции могут применяться только в качестве меры ответного характера, которая может иметь место лишь в случае совершения государством международного противоправного деяния. В зависимости от предмета правонарушения санкции можно разграничить на меры, направленные на предотвращение или пресечение создания оружия массового уничтожения; милитаризации государства; нарушение прав человека; антитеррористические санкции. По характеру воздействия санкции Совета Безопасности ООН можно разделить на дипломатические, экономические, коммуникационные, санкции культурного характера, санкции научно-технического характера, военные санкции. В последние годы в международном праве активно обсуждается концепция так называемых «умных» (smart) или «точечных» (targeted) санкций, которые должны осуществляться путем минимизации их возможных отрицательных последствий и придания санкциям большей гуманности. Таким образом, в последнее время Совет Безопасности в рамках своих полномочий склонен обращаться к мерам, которые направлены не против государства в целом, а только против отдельных лиц. Резолюция, принятая в июне 2010 г. против Ирана, разработана в русле такой политики СБ ООН. В.И.Сажин, старший научный сотрудник ИВ РАН, выступивший с докладом «Либо санкции, либо война», проанализировал ситуацию вокруг иранской ядерной программы и возможную реакцию мирового сообщества, испытывающего беспокойство относительно ее военной составлящей. Иранская ядерная проблема – это, по сути, проблема сохранения режима нераспространения. Для решения иранской ядерной проблемы существуют два способа: 1.- признать за Ираном статус ядерной державы (то есть обладающей ядерным оружием), что откроет ИРИ легальную дорогу к созданию ядерного оружия со всеми вытекающими отсюда последствиями в плане региональной и глобальной безопасности; 2.- вынудить Иран прекратить создание промышленной инфраструктуры для обогащения урана (то есть вынудить ИРИ выполнить требования резолюций Совета Безопасности ООН). Принятие Совбезом новой резолюции свидетельствует о двух вещах. 1. – озабоченность международного сообщества иранской ядерной проблемой возрастает с геометрической прогрессией. 2 - политика Ирана в последние месяцы в ядерной сфере была настолько конфронтационная, что вынудила даже Россию и Китай согласиться с необходимостью введения против ИРИ санкционных мер. Международное сообщество надеется, что постепенные финансово-экономические санкции могут оказать позитивное влияние на разрешение иранской ядерной проблемы, вынудив иранские власти сделать хоть малейшие шаги навстречу Совбезу ООН и МАГАТЭ. В сложившихся условиях только жесткие санкции могут с одной стороны «образумить» иранские власти, с другой – не довести ситуацию до военной катастрофы. И.Е.Федорова, старший научный сотрудник сектора Ирана, в докладе «Санкции против Ирана как инструмент политики США» подчеркнула, что в последние 30 лет одна из целей политики США на Среднем Востоке заключалась в смене режима в Иране. Наиболее оптимальным способом оказания нажима на Иран, по мнению американских политологов, является введение экономических, финансовых, политических санкций против банков, компаний и отдельных физических лиц. Они вводятся указами президента, Конгрессом США в виде законов, а также администрацией США в виде постановлений отдельных министерств. Эти же структуры осуществляют контроль над их выполнением. Поводом для введения санкций служит ядерная программа Ирана, нарушение прав человека в Иране, обвинения в террористической деятельности. Последний наиболее полный пакет санкций был введен в июле 2010 года президентом США, подписавшим Закон о всесторонних санкциях в отношении Ирана и привлечении к ответственности и дивестированию. И.Е.Федорова полагает, что ужесточение санкций поддерживают как представители Республиканской, так и Демократической партий, поэтому эта политика будет продолжена независимо от результатов грядущих президентских выборов. Выступившая на конференции с докладом «Нанесет ли Израиль удар по Ирану» Т.А. Карасова, заведующая отделом изучения Израиля Института, отметила, что для Израиля Исламская Республика Иран - «стратегический противник номер 1». С точки зрения Израиля опасность для него, как государства представляет как иранская помощь организациям Хезболла и Хамас, так и ядерная программа Ирана. Израиль, безусловно, разрабатывает вариант военного удара по ядерным центрам Ирана, однако в настоящее время с военной точки зрения он к этому еще полностью не готов. Большинство израильских политиков считают, что в нынешних условиях наиболее оптимальным может быть ужесточение санкций до уровня «калечащих». Израиль предлагает ужесточить все виды эмбарго в отношении поставок в Иран и в вопросе о санкциях ввести формулировку «вплоть до применения военной силы». Однако израильские политологи считают маловероятным нападение Израиля на Иран, так как понимают, насколько велики будут последствия контрудара. Карасова также отметила, что некоторые из представителей израильской политической элиты полагают, что одним из эффективных способов разрешения иранской проблемы могли бы стать прямые переговоры США и ИРИ. Об отношении Турции к санкционному режиму против Ирана и развитию взаимоотношений двух государств за последние годы рассказала И.А.Свистунова (независимый эксперт). Она отметила, что последние годы характеризуются невиданным прежде расцветом турецко-иранских экономических и политических связей, расширяющихся, несмотря на рост международной напряженности вокруг ядерной программы Ирана. Причины турецко-иранского сближения в условиях санкций не ограничиваются экономическими мотивами, но представляют собой явление более сложного характера. Турция выступает за дипломатическое урегулирование иранской ядерной проблемы, совершает посреднические шаги, направленные на содействие диалогу между Ираном и мировым сообществом, и выступает против режима санкций. Определенное влияние на ситуацию оказывает ухудшение турецко-израильских отношений в последние два года. Таким образом, сложности международного положения Ирана не препятствуют развитию турецко-иранских отношений, но создают поводы для солидарных действий, которые расширяют сферы возможного сотрудничества. Л.М.Кулагина, старший научный сотрудник сектора Ирана, выступила с докладом «Влияние санкций на внешнюю политику Ирана». Отметив, что введение жестких международных санкций оказывает негативное влияние на экономическую, социальную и политическую сферы жизни иранского общества, поскольку ставит страну в положение изоляции и разрушает исторически сложившуюся систему международных связей страны, ориентированную на Европу, США, Японию, Россию, Китай и Юго-Восточную Азию. Тем не менее, в этих условиях иранское руководство ищет возможности развития контактов со странами, не связанными тесными взаимоотношениями с США, и соседними государствами. Эта новая внешняя политика, проводимая президентом М.Ахмадинежадом, была названа в Иране «взгляд на Восток». В последние годы Иран активизировал свои контакты с Ливаном, Сирией, Турцией, улучшил отношения с Азербайджаном и Арменией. В иранской внешней политике стало активно эксплуатироваться африканское направление. Расширяется экономическое сотрудничество со странами латиноамериканского континента. Таким образом, в условиях международных санкций Иран опирается на страны, не присоединившиеся к бойкоту. В.Данилов (независимый эксперт), в докладе «Антииранские санкции и их влияние на российско-иранское сотрудничество в области высоких технологий», ссылаясь на ряд публикаций иранских экспертов, заявил, что иранская сторона видит в России своего основного поставщика современных технологий. Однако, в последние годы наблюдается прекращение сотрудничества как крупных российских компаний, так и более мелких фирм с иранскими партнерами, поскольку они зависимы на корпоративном и личном уровне от позиции своих европейских и заокеанских партнеров, которые опасаются попасть под санкции. Писаревская Д.Б., научный сотрудник отдела Израиля, в докладе «Израильская молодежь и ее отношение к санкциям против Ирана» представила результаты исследования, проведенного на основе изучения сообщений русскоязычных блогов и социальных сетей Израиля, которые демонстрируют, что тематика Ирана привлекает пристальное внимание активной части израильского общества. Отношение израильской молодежи к иранской проблематике неоднозначно. Представители «правых взглядов», которых большинство, считают, что санкции надо сохранить и даже ужесточить. «Левые» полагают, что санкции бессмысленны и следует найти другие пути решения иранской ядерной проблемы через сотрудничество и договоренности. На втором заседании были рассмотрены вопросы влияния международных санкций на внутреннюю ситуацию в ИРИ. С.Б.Дружиловский, профессор МГИМО, в ходе своего выступления «Влияние санкций на динамику политической борьбы в Иране» отметил, что продолжающееся стремление постоянных членов СБ ООН и, прежде всего, США при помощи все новых санкций принудить Иран свернуть его ядерную программу, пока не дало видимых результатов. Более того, санкции послужили стимулом для выполнения ИРИ ряда важных государственных программ, как в области экономики, так и в сфере социальной политики. Отмечаемое некоторыми экспертами политическое противостояние по вопросу о дальнейшей судьбе ядерной программы ИРИ имеет верхушечный характер, и пока не отразилось на настроениях основной массы иранского населения. Важным показателем доверия к проводимому правительством курсу является реакция «базара», который не поддержал манифестации оппозиции. В целом солидарно с М.Ахмадинежадом выступают иранские парламентарии. Стабильно проправительственной остается позиция имамов главных иранских мечетей. В то же время надо признать, что декларирующееся иранским руководством во главе с нынешним президентом М.Ахмадинежадом все большее сплочение иранского народа под знаменем бескомпромиссного противодействия санкциям, явно не соответствует действительности. Это стало очевидным во время президентских выборов 2009 г. Очевидно, что жесткий внешнеполитический курс, проводимый правительством М.Ахмадинежада, способствовал расколу в руководстве страны, что предполагает дальнейшую эскалацию политической борьбы в ИРИ. Е.В.Дунаева, старший научный сотрудник сектора Ирана, в докладе «Санкции и оппозиционное движение» обратила внимание присутствующих на тот факт, что разработка международным сообществом последнего пакета санкций против Ирана проходила в условиях усиления противостояния сил на внутриполитической арене страны. Развернувшееся в стране протестное движение на Западе рассматривалось как инструмент оказания давления на правительство с целью проявления им большей гибкости и сговорчивости, а, возможно, и смены лидеров или даже формы правления в Иране. Однако лидеры оппозиции выступили против ужесточения санкционного режима, поскольку увидели в санкциях возможность упрочения позиций правительства и особенно КСИРа в краткосрочной перспективе и возможности использования санкций как предлога для усиления репрессий против оппозиции. Они подчеркивали неизбежность влияния санкций на сокращение ВВП, рост безработицы, обострение социальных проблем, что в результате приведет к отставанию уровня развития Ирана от других развивающихся стран, особенно ближайших соседей. Важным моментом, характеризующим позицию оппозиции относительно усиления санкций, стало внесение предложения о проведении всеиранского референдума относительно дальнейшего развития ядерной программа. Проанализировав развитие оппозиционного движения за прошедший год, Е.В.Дунаева констатировала, что санкции обострили внутриполитическую обстановку, усилили процессы поляризации общества, радикализации протестного движения, с одной стороны, и радикализации власти, с другой. Н.Филин, преподаватель РГГУ, выступивший с докладом «Проблема устойчивости иранского режима в период санкций» присоединился к мнениям, высказанным предыдущими докладчиками относительно того, что санкции в определенном смысле выгодны действующей политической элите. Отметив, что в условиях Ирана конфликтность межэлитных отношений в большей степени зависит от цен на нефть, чем от санкций, Н.Филин, подчеркнул, что нация всегда сплачивается перед лицом внешней опасности, и это позволяет власти жестче контролировать поведение членов общества и не допускать во власть новые группы элит. Он также отметил, что санкции выгодны и значительной части экономической элиты страны – базару, который лоббирует в правительстве протекционистскую политику. Н.Филин в заключении сказал, что Иран имеет своеобразный иммунитет против санкций, так как более 30 лет существует в условиях тех или иных запретов и ограничений. Конференция завершилась активной дискуссией. Большинство ее участников сошлись во мнении, что Ирану даже в условиях мирового кризиса и ужесточения санкций удалось, возможно из-за высоких цен на нефть, сохранить положительную динамику экономического роста, определенную привлекательность для мирового рынка и иностранных инвестиций. Санкционный режим усиливает легитимацию политической системы через образ внешнего врага, что позволяет руководству страны поддерживать стабильность режима и продолжать курс на укрепление обороноспособности страны. Снижение темпов экономического роста и ухудшение экономической ситуации большинство населения страны связывает не с внешней политикой правительства, не с его экономической деятельностью, а с санкциями врагов режима. Хотя экономическое давление санкций, безусловно, повысило степень экономической и политической уязвимости режима, но оно не привело к ожидаемому внутриполитическому и внешнеполитическому эффекту. Хотя иранское общество в определенной степени «устало» от насаждения исламских норм, тем не менее влияние религиозных институтов остается достаточно сильным. На данном этапе центростремительный эффект санкций в иранском обществе продолжает превалировать над центробежным. Н.М. Мамедова Е.В.Дунаева
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.