Иран: Сентябрь 2010г. Внешнеэкономические связи.

15 декабря 2010
A A A


Организация развития торговли Ирана заявила, что страны СНГ с населением в 278 млн человек представляют собой ключевого и важнейшего для Ирана партнера в регионе и во всем мире в области торговли и экспорта инженерно-технических услуг. Сообщается, что в 2008 и 2009 годах объем иранского экспорта в страны СНГ составил соответственно 1 млрд 634 млн и 1 млрд 577 млн долларов, а объем импорта из названных стран – 2 млрд 563 млн и 2 млрд 310 млн долларов. К числу основных товаров, которые Иран экспортирует в страны СНГ, относятся продукты питания, одежда, фисташки, цемент, обувь, пластиковые изделия и материалы, чистящие и моющие средства, мыло, шампуни и машинное оборудование. Импортирует Иран металлоконструкции, машинное оборудование, нефтепродукты, природный и сжиженный газ, зерновые, металлолом и алюминий. Страны СНГ представляют собой приоритетный рынок в регионе для Ирана. Одним из преимуществ, которыми располагают страны СНГ с этой точки зрения, является их географическое месторасположение. Разработаны экономические программы на ближайшие десятилетия, и имеются самые широкие потенциальные возможности для укрепления торговых связей с этими странами. Страны СНГ располагают огромными запасами нефти и газа, здесь производится большое количество зерновых. Эти страны обладают большим потенциалом с точки зрения расширения товарообмена с ними и развития экспорта и импорта. В регионе имеется развитая инфраструктура для взаимных поставок нефти, газа, электроэнергии, нефтехимической продукции и организации железнодорожного, автодорожного и воздушного сообщения с каждой из стран СНГ. Для активизации торгово-экономических связей в рамках региона Иран предложил создать Торговую палату Шелкового пути, прежде всего между Китаем, Ираном, Россией, странами Центральной Азии, Афганистаном, Индией и Пакистаном. Об этом заявил в сентябре президент совместной ирано-китайской торгово-промышленной палаты Асадолла Асгароулади Представитель Организации развития торговли Сейед Хосейн Хосейни в свою очередь сообщил, что за пять месяцев текущего года (21.03-22.08.10) иранский ненефтяной экспорт в африканские страны вырос на 52,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 187 млн долларов. К числу основных торговых партнеров Ирана в Африке относятся Мозамбик, ЮАР, Судан, Танзания, Ливия, Джибути, Египет, Кот-д’Ивуар, Кения и Алжир. Иран, в основном, экспортирует в африканские страны топочный мазут, мочевину, метанол, вазелин, бескосточковый виноград, транспортные средства, аммиак, парафин, фисташки, серу и другую продукцию. Причинами увеличения иранского экспорта на африканский континент служат рост производства нефтепродуктов и нефтехимической продукции в Иране, связанный с вводом в эксплуатацию новых нефтехимических предприятий, рост спроса на иранскую продукцию, вызванный некоторыми ограничениями на внешних рынках (например, запретом на экспорт битума из Саудовской Аравии), высокая конкурентоспособность иранской нефтяной и нефтехимической продукции на африканских рынках. Вместе с тем, с Европой торговые дела осложняются. Иранские бизнесмены обеспокоены международными санкциями и, в первую очередь, европейскими. Представитель Палаты промышленности, торговли и рудников ИРИ Йанус Жаэле сообщил, что в европейских банках не открывают аккредитивы иранским предпринимателям и в этой связи импорт промышленного сырья из европейских стран сопряжен с трудностями. На сегодня перевод денежных средств в европейские страны через иранские банки не возможен, и поэтому производители для импорта необходимого им сырья из европейских стран вынуждены осуществлять платежи через посредников. Это замедляет процесс поставок и повышает риски при заключении сделок. По иранским данным, объем экспорта в Иране за пять месяцев текущего года (21.03-22.07.10) вырос на 30%. Иранское правительство оказывает всяческую поддержку развитию ненефтяного экспорта, и, если в бюджете на 1386 год (21.03.07-20.03.08) соотношение между экспортом и импортом равнялось шести к одному, то сегодня это соотношение уже равняется двум к одному, т.е. 50% импорта обеспечивается за счет ненефтяного экспорта. Представитель Организации развития торговли Мохаммед Хасан Мехдипур заявил, что в первом полугодии объем иранского экспорта инженерно-технических услуг вырос на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,2 млрд долларов. По словам г-н Мехдипура, на текущий год запланировано довести объем экспорта названный услуг до 3,3-3,5 млрд долларов, а на конец выполнения 5-ой пятилетней программы развития страны (к 2015 году) этот показатель должен достигнуть 20 млрд долларов. В прошлом году объем иранского экспорта инженерно-технических услуг составил примерно 3,1 млрд долларов. Г-н Мехдипур сообщил, что инженерно-технические услуги, в основном, экспортируются Ираном в страны Центральной Азии, зоны Персидского залива и Северной Африки. К числу наиболее важных сфер сотрудничества по оказанию названных услуг относятся дорожное строительство, а также промышленное и жилищное строительство. Министерство энергетики Ирана планирует до конца срока пребывания у власти нынешнего 10-го правительства (до 2013 года) увеличить объем экспорта электроэнергии и инженерно-технических услуг в области строительства гидротехнических и электроэнергетических объектов на 1 млрд долларов. В настоящее время годовой объем экспорта электроэнергии и инженерно-технических услуг составляет около 2 млрд долларов, и, согласно планам министерства энергетики, к 2013 году этот показатель должен вырасти до 3 млрд долларов. Губернатор Южного Хорасана Кахраман Рашид в сентябре отметил, что, несмотря на многочисленные санкции, Иран экспортирует военную технику и средства обороны более чем в 40 стран мира. Правда, губернатор не назвал эти страны или, хотя бы некоторые из них. Между тем, председатель экономической комиссии меджлиса Арсалан Фатхипур раскритиковал иранских мебельщиков. Он заявил, что за прошлый год объем импорта мебели в Иран составил в денежном выражении 100 млн долларов, что в 11 раз превышает объем экспорта. Арсалан Фатхипур отметил, что предназначенная для экспорта иранская мебельная продукция отличается низкой конкурентоспособностью. Так, если стоимость иранской продукции из расчета на 1 кг составляет 14 долларов 13 центов, то стоимость импортной продукции составляет лишь 2 доллара 22 цента. Заместитель министра промышленности и рудников по вопросам промышленного производства и экономики Афшин Роугани заявил, что в импорте примерно 83% промышленной и горнорудной продукции не было никакой необходимости. При этом общая стоимость импорта названной продукции за прошлый год составила 40 млрд долларов. Подчеркнув, что санкции оказывают на экономику ИРИ «незначительное влияние», г-н Роугани заявил, что в ближайшее время будет введен контроль за импортом, который позволит положить конец ввозу в страну некачественной и никому не нужной продукции. Основной ущерб понесут те страны, которые ввели санкции в отношении Ирана. Роугани добавил, что если страны, которые сегодня поддерживают с Ираном торговые связи, под давлением со стороны Запада и США присоединятся к антииранским санкциям, их место займут отечественные компании, создавшие достаточные производственные мощности. Коллегу поддержал генеральный директор компании «Иранские железные дороги» Абдолали Сахеб Мохаммади. Он заявил, что в Иране с целью оказания поддержки отечественной железнодорожной промышленности вводится запрет на импорт железнодорожной техники, вагонов и локомотивов. С 18 сентября введен запрет на импорт в Иран сельхозпродукции 800 наименований с целью защиты местных товаропроизводителей. Действие запрета на импорт установлено на неопределенный срок. Азербайджан Посол Азербайджана (АР) в Иране Джаваншир Ахундов заявил: торговый оборот между ИРИ и АР в настоящее время колеблется в пределах 500-600 млн долларов, что не устраивает обе стороны, так как не используется весь потенциал. Однако, по данным Государственного статистического комитета Азербайджана, товарооборот между Азербайджаном и Ираном за полгода (с января по июль 2010 года) составил всего лишь 125,8 млн долларов. Иранская сторона предлагает увеличить товарооборот до 10 млрд долларов. Для этого, по мнению посла, в первую очередь, необходимо развивать транспортную инфраструктуру, в частности транспортный коридор «Север-Юг» путем строительства на иранской территории железнодорожного полотна Решт-Газвин-Астара. Важным также является строительство железнодорожной магистрали Занджан-Мияне-Ардебиль-Мугань. Приграничные районы, имеющий очень большой потенциал также могут внести существенный вклад в дело развития товарооборота. Укреплению экономического потенциала также может служить привлечение Грузии к совместным проектам и создание единой энергосистемы, - считает посол Ахундов. В конце сентября состоялся визит заместителя вице-президента Ирана Али Ага Мохаммади в Баку. Цель данного визита поднять уровень экономического сотрудничества на один уровень с политическими отношениями. Иранская делегация, члены которой представляют различные сферы иранской экономики, обсуждали вопросы совместного развития промышленности, торговли, науки, железнодорожного транспорта, энергетики, здравоохранения, банковского дела, таможни, воздушных пассажирских перевозок, зон свободной торговли. Г-н Али Ага Мохаммади на встрече с председателем правления Центробанка Азербайджана Эльманом Рустамовым сделал предложение Баку создать совместный банк. Сегодня в Азербайджане действует один банк с иранским капиталом - филиал Bank Melli Iran. Али Ага Мохаммади также предложил делать совместные финансовые вложения, предоставлять льготы при открытии кредитных счетов для предпринимателей двух стран. Кроме того, г-н Мохаммади убеждал азербайджанскую сторону, что для развития предпринимательства целесообразно было бы использовать во взаимных торговых операциях только национальные валюты - азербайджанский манат и иранский риал. В ходе своего визита заместитель вице-президента Али Ага Мохаммади заверил своих азербайджанских официальных лиц, что на территории Нагорного Карабаха не функционирует ни одна иранская компания. Распространяемые по этому поводу информации – ложь, сказал он. Армения Президент Армении Серж Саргсян вновь повторил в сентябре, что Армения желает наладить железнодорожное сообщение с Ираном. Железная дорога Иран-Армения позволит армянской стороне пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход на внешний мир. В настоящее время железнодорожные коммуникации Армении с зарубежными странами обеспечиваются только через территорию Грузии. По предварительным данным, инвестиции в строительство железнодорожного сообщения Иран-Армения составят 2 млрд долларов Интерес к участию в софинансировании строительства железной дороги Иран-Армения проявляют Всемирный банк и Азиатский банк развития. В сентябре Армения объявила о начале закупок пшеницы в Ирана, хотя ранее она импортировал зерно из России, которая после пожаров ввела эмбарго на экспорт пшеницы. В этом году в Иране ожидается высокий урожай пшеницы. Из получаемых почти 15 млн тонн пшеницы 2 млн тонн пойдут на экспорт, в том числе и в Армению. Однако импортируемая из Ирана пшеница должна пройти экспертизу на проверку качества. Ежегодно Армении необходимо 700 тыс. тонн пшеницы, в внутреннее производство составляет 200 тыс. тонн. В настоящее время годовой товарооборот между Ираном и Арменией в денежном выражении составляет 250 млн долларов, из которых 145 млн приходится на импорт Арменией иранских товаров. Официальные лица двух стран надеются, что после урегулирования договорно-правового поля возможно двукратное и трехкратное увеличение объемов товарооборота. Армянская и иранская стороны планируют увеличить объем товарооборота до 500 млн долларов, а также предоставлять инженерно-технические услуг на сумму 500 млн долларов. Тегеран и Ереван работают над Соглашением о свободной торговле между двумя странами. Внешнеторговый оборот Армении с Ираном за январь-июль 2010 года увеличился на 32,4% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года и составил порядка 113 млн долларов. Объем экспорта из Армении в Иран составил 13,2 млн (2,6% от всего экспорта из Армении), увеличившись за указанный период на 0,1% по сравнению с показателем за январь-июль 2009 года. Объем импортированных в Армению товаров иранского производства за отчетный период составил 99,8 млн долларов, увеличившись на 38,3%. В то же время, в целом объем импорта с территории Ирана составил 102,7 млн (рост на 30,2%), или 5% от общего объема импорта. Белоруссия ИРИ принимает участие в нескольких перспективных проектах, реализуемых в Белоруссии. Иранский инвестор уже вложил в производство медной катанки в г. Речица 5 млн долл. США, ещё столько же будет вложено до конца нынешнего года, а для запуска технологического оборудования на полную мощность понадобится вложить ещё 8 млн долларов в следующем году. Производственные мощности совместного предприятия «Катех-Полесье», где налажено производство медной катанки, способны выпускать до 50000 тонн продукции, что соответствует потребностям Белоруссии в этом виде продукции. В рамках следующей стадии этого проекта в дальнейшем предусмотрено также создание производства алюминиевой катанки. Иран также планирует инвестиции в строительство нового цементного завода в Гомельской области. Ещё один совместный проект связан с белорусско-британской компанией «ЮНИСОН» - единственным белорусским производителем легковых автомобилей. В настоящее время здесь выпускаются легковые автомобили «Саманд» из иранских компонентов, которые поставляет крупнейшая в Иране автомобилестроительная компания «Иран Ходроу». Боливия В ходе визита министра промышленности и рудников Ирана Али Акбара Мехрабияна в Боливию между сторонами достигнута договоренность о предоставлении Ираном Боливии кредита в размере 200 млн евро. Кредит предназначается для финансирования геологоразведочных работ и текстильной промышленности Боливии. При этом нет никаких ограничений в плане использования этих средств в других отраслях промышленности. Президент Боливии Эво Моралес особо отметил, что отношения между Ираном и Боливией получили ощутимое развитие в период нахождения на посту президента в ИРИ Махмуда Ахмадинежада. Еще в августе 2007 года Иран взял на себя обязательство инвестировать 1,1 млрд долларов в сельское хозяйство, промышленность, энергетику и сферу услуг Боливии. Венесуэла Посол Венесуэлы в Тегеране Давид Веласкес во время посещения автозавода компании «Иран ходроу» в сентябре заявил, что президент Венесуэлы решительно настроен на скорейшее завершение проекта по расширению автозавода VenirAuto и увеличению количества выпускаемых в Венесуэле иранских автомобилей «Саманд», которые производятся в Венесуэле под названием Centauro. Согласно договоренности между министрами промышленности двух стран объемы поставок из Ирана комплектующих для автомобилей будут увеличены и это позволит довести объемы производства на автозаводе VenirAuto до 1,2 тыс. автомобилей в месяц. Германия Иранское агентство ИСНА утверждает, что санкции стран Запада во главе с США не оказывают особого влияния на экономическую деятельность ИРИ. Правительство Германии относится к числу тех правительств, которые на протяжении нескольких последних месяцев побуждали своих производителей и промышленников порвать связи с Ираном, однако самые последние статистические данные свидетельствуют о том, что в течение первого полугодия товарооборот между Ираном и Германией вырос. За указанный период, сообщает ИСНА, - объем германского экспорта в Иран вырос примерно на 14% и достиг 2 млрд евро. При этом Иран экспортировал в Германию продукцию на сумму в 280 млн евро, что на 88% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2009 году экспорт Германии в Иран сократился на 5,3%, а импорт из Ирана – на 9,3%, однако эти показатели ниже средних величин сокращения германского экспорта и импорта за прошлый год. Иран закупает в Германии, в основном, металлоконструкции, химическую и машиностроительную продукцию. Так, с января по июль этого года Ираном было приобретено в Германии продукции машиностроения на общую сумму в 635 млн евро, что на 155 млн евро больше, чем было закуплено за аналогичный период прошлого года. Объем закупок химической продукции в денежном выражении вырос со 149 до 235 млн евро. Германия по-прежнему считается крупнейшим торговым партнером Ирана в зоне Евросоюза. Грузия В сентябре состоялся визит делегации министерства сельскохозяйственного джихада Ирана в Грузию. Стороны обсудили вопросы сотрудничества между двумя странами в области сельского хозяйства и животноводства. В частности, такие вопросы, как производство расфасованной сельхозпродукции, строительство парников, экспорт фруктов, а также вопросы, касающиеся поставок живого скота, производства мяса и строительства промышленных мясокомбинатов. В ходе встреч был также затронут вопрос о закупках Грузией в Иране пшеницы. В течение августа-сентября с целью обеспечения иранского рынка мясом и стабилизации цен на этом рынке из Грузии в Иран было экспортировано около 14 тыс. голов живых овец. Египет Египетские импортеры обратились в Министерство торговли Египта с просьбой разрешить импорт пшеницы из Ирана, чтобы диверсифицировать источники поставок. Это связано с введением в России запрета на экспорт зерна. Министерство торговли обращает внимание на то, что на текущий момент какие-либо политические ограничения импорта из Ирана отсутствуют. Поставки иранского зерна будут зависеть, среди прочих факторов, от его соответствия требованиям к импортируемой в Египет продукции. Иран не находится в перечне стран, которым власти Египта разрешают поставку пшеницы. Это связано с отсутствием интереса импортеров к иранской продукции, поскольку в предыдущие годы ее экспортное предложение было незначительным. Два года назад Министерство заявило о готовности импортировать иранскую пшеницу, однако Генеральное ведомство товарных поставок соответствующих предложений не получило. Египет прекратил дипломатические отношения с Ираном в 1980 г., что было связано с Исламской революцией в Иране. Индия Индия закупила 22 тыс. тонн пшеницы у Ирана по цене 238 долл./тонна на базисе C&F. Низкая цена, по сравнению с сегодняшними мировыми ценами, обусловлена тем, что контракт на поставку зерна был заключён месяц назад, когда цены ещё не были так высоки. По словам трейдеров, рост цен стал препятствием для импорта пшеницы из Австралии. Это заставило индийских мукомолов обратить внимание на возможность закупок из Ирана. Однако многие индийские мукомольные компании боятся заключать контракты с Ираном из-за санкций, введённых ООН. Индия, отказавшаяся от участия в строительстве трубопровода Иран-Пакистан-Индия из-за разногласий по вопросам стоимости проекта, через год решила возобновить переговоры о поставках иранского газа. На этот раз в Дели выразили желание получать «голубое топливо» из Тегерана по морскому газопроводу. Конкретная дата начала переговоров по данному вопросу еще не определена. Кроме того, на данный момент также не принято решение относительно того, каким образом будут осуществляться поставки иранского газа на территорию Индии. Есть две основные возможности: поставки газа посредством трубопровода Иран-Пакистан-Индия или же посредством морского газопровода (строительство которого еще даже не началось). Напомним, что в середине марта с.г. Иран и Пакистан подписали рабочее соглашение о строительстве «трубопровода мира», соединяющего две страны. После подписания документа начались работы по строительству газопровода, первые поставки газа по нему предполагается начать в 2014г. Изначально проект должен был включать три стороны - Индию, Пакистан и Иран. Длина газопровода составит 900 км, а пропускная способность - 21,2 млн куб. м газа в день (примерно около 8 млрд куб. м в год). Ирак Иракское правительство отменит плату за въездную визу для граждан Ирана с целью развития туризма в стране. Визовые сборы с граждан Ирана сегодня варьируются от 10 до 20 долларов. Каждый год сотни тысяч иранцев посещают шиитские святыни Ирака. Катар В перспективе возможно обострение ирано-катарских отношений из-за вопросов добычи газа на «Южном Парсе». Правительство Ирана предпочитает молчать о главной проблеме – «Южный Парс» находится на границе с Катаром, и обе страны имеют право на его разработку. Пока Иран борется с последствиями санкций, Катар выкачивает газ. Объем добычи Катаром газа с месторождения «Южный парс» уже в 2008 году в 2 раза превосходил иранский. В 2011 году Катар будет добывать 8 трлн кубометров газа, в то время как ИРИ, со всех его месторождений , в лучшем случае – 4 триллиона. В результате высокого уровня добычи на катарской стороне месторождения, и низкого – на иранской, газ естественным образом, будет мигрировать в направлении Катара, и чем больше Катар будет добывать газа, тем быстрее будет идти этот процесс. Катар, начиная с 2006 года, является крупнейшим экспортером сжиженного газа в мире и располагает двумя предприятиями по обработке сжиженного газа. Сжиженный газ считается основным активом месторождения «Южный Парс». Иран, из-за санкций, не только экономических, но и технологических, не в состоянии развить собственную адекватную индустрию сжиженного газа. Кения Министр регионального развития Кении во время посещения тракторного завода в Тебризе обратился с просьбой построить в его стране тракторосборочную линию. По словам кенийского министра, на повестке дня правительства Кении стоит вопрос о расширении сотрудничества с промышленным тракторостроительным объединением Ирана. Ввод в эксплуатацию линии по сборке иранских тракторов в Кении приведет к существенному снижению цен на трактора на кенийском рынке. В настоящее время в Кении эксплуатируются трактора голландского и американского производства. Производственные линии Иранской тракторостроительной компании имеются в некоторых африканских странах. Кроме того, компания имеет свои представительства еще в пяти странах, в том числе в Кении. Китай Иранская и китайская стороны в ходе встречи посла Ирана в Китае Мехди Сафари с заместителем министра торговли Китая Чен Джианом выразили надежду на скорейшее создание совместного инвестиционного комитета, который должен выработать механизмы укрепления инвестиционных связей между двумя странами. Замминистра торговли Китая выразил удовлетворение ситуацией, сложившейся в двусторонних отношениях, и отметил, что за семь месяцев текущего года объем товарооборота между двумя странами увеличился на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем товарооборота между Ираном и Китаем за первые четыре месяца текущего года достиг 8,6 млрд долларов, и при этом объем иранского экспорта в Китай составил 5,4 млрд долларов и китайского экспорта в Иран – 3,2 млрд долларов. Президент совместной ирано-китайской торговой палаты Асадолла Асгароулади сообщил в сентябре, что китайские компании намереваются инвестировать жилищное строительство в Иране и на данный момент с этой целью изучаются четыре таких проекта. До сих пор китайские компании участвовали в инвестировании горнодобывающей промышленности, дорожного и портового строительства, производства мотоциклов и ряда других отраслей промышленности, а в жилищном строительстве не принимали участия. При этом г-н Асгароулади подчеркнул, что КНР практически не принимает никакого участия в антииранских экономических санкциях. Китай участвует только в тех санкциях, зафиксированных в резолюции Совета Безопасности ООН, которые касаются финансовых вопросов. По словам Асгароулади, санкции никак не повлияли на инвестиционное сотрудничество между двумя странами. В сентябре министр транспорта Ирана Хамид Бехбахани объявил о подписании крупного контракта на постройку китайцами сети железных дорог в западной части страны. Стоимость проекта составляет 20 млрд долларов. Строительство должно быть завершено за 2,5 года. Железнодорожные пути свяжут Тегеран с городами Арак, Малайер, Хамедан, Керманшах и Хосрави. Железная дорога свяжет Иран с Сирией и «странами средиземноморского бассейна». Источники финансирования проекта не разглашаются. ОАЭ Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) начинают осуществление санкционных мер против Ирана. Банки в ОАЭ получили указание от Центрального банка ОАЭ предоставлять, начиная с августа текущего года, более детальную информацию о денежных переводах в Иран и из этой страны, в соответствии с международными санкциями. Это необходимо для проведения исследования по экономическому воздействию санкций ООН на экономику Ирана. Следует отметить, что уже на протяжении нескольких месяцев судна, транспортирующие товары в Иран и из Ирана, подвергались более тщательному осмотру, чем обычно, в портах ОАЭ. Пакистан Недавно подписано соглашение о строительстве газопровода из Туркменистана в Пакистан. Однако специалисты отмечают, что поставки иранского газа по-прежнему считаются экономически более выгодными. Прокладка газопровода из Ирана представляется более безопасной, и это считается лучшим выбором для удовлетворения потребностей Пакистана в «голубом топливе». Получать газ из Ирана проще и дешевле, поскольку иранскому газу нет альтернативы. Однако 20 сентября в Ашхабаде представители Индии, Пакистана, Афганистана и Туркменистана приняли участие в заседании комиссии, которая занимается проектом по строительству трансафганского газопровода, именуемого газопроводом TAPI (по первым буквам названий принимающих участие в проекте стран), и подписали соглашение о строительстве названного газопровода. Протяженность газопровода TAPI должна составить 1 тыс. 680 км, и по нему планируется прокачивать до 90 млн куб. м газа в сутки. Польша Торговый советник посольства Польши в Иране Анна Гавлик заявила в сентябре, что экономические санкции не повлияли на торгово-экономические отношения между Польшей и Ираном. По словам Анны Гавлик, в 2009 году Польша экспортировала в Иран различной продукции на общую в сумму в 100 млн евро. В основном, это была продукция машиностроения, металлоконструкции и химическая продукция. За этот же период Иран поставил в Польшу ковры, сухофрукты и химическую продукцию на общую сумму в 25 млн евро. Анна Гавлик подчеркнула, что, несмотря на антииранские санкции, торговля между Польшей и Ираном не только не сократилась, но даже увеличилась. Торговый советник посольства Польши в Иране отметила, что иранская провинция Чехармехаль и Бахтиария располагает хорошим потенциалом с точки зрения размещения здесь польских инвестиций. Россия Пресс-служба ОАО «ЛУКОЙЛ» в сентябре в специальном пресс-релизе обратила внимание всех заинтересованных сторон о том, что «ЛУКОЙЛ» «не осуществляет никаких взаимоотношений с иранской стороной, и не будет работать с Ираном до снятия международных санкций в отношении этой страны». Пресс-релиз выпущен в связи с интервью президента компании В.Ю.Алекперова агентству «Рейтер» 31 августа. В целом, как отмечают специалисты и аналитики, в результате введенных в отношении Тегерана санкций партнерство России и Ирана в нефтегазовой области сильно пострадало. Все совместные проекты в данной сфере сторонами или прекращены, или вошли в финальную стадию, а судьба новых крайне неоднозначна. В то же время в других областях сотрудничество развивается. Российская компания «Силовые машины» подписала с Ахвазской государственной электроэнергетической компанией контракт на поставку оборудования для электростанции «Рамин». Согласно контракту, компания «Силовые машины» изготовит и поставит в Иран оборудование, необходимое для модернизации паровой турбины. История сотрудничества с названной российской компанией исчисляется многими годами. В период с 1976 по 1993 годы она изготовила и поставила для электростанции «Рамин» 6 турбогенераторов и 6 паровых турбин мощностью 1,8 тыс. МВт. Электростанция «Рамин» находится на юго-востоке Ирана в 50 км от побережья Персидского залива. Строительство электростанции «Рамин» было начато в 1970 году в соответствии с соглашением, которое было подписано между Ираном и Советским Союзом. Однако оно было на время приостановлено из-за ирано-иракской войны. Монтаж последнего энергоблока электростанции был завершен при содействии российских специалистов в 2002 году. Судан В Иране состоялось подписания договора о строительстве в Судане линии по производству легковых автомобилей компании «Сайпа». Эта компания планирует охватить не только рынок Судана, но и девяти соседних с ним стран. По мнению суданской стороны, подобное сотрудничество служит началом общей стратегической линии стран африканского континента. Судан и в будущем намеревается развивать отношения с Ираном и использовать имеющийся потенциал в полном объеме. Согласно договору, в Судане в течение пяти лет будет выпущено 35 тыс. легковых автомобилей семейства «Саба». Рынок Судана с населением в 40 млн человек всегда привлекал внимание компании «Сайпа» В прежние годы сюда поставлялись иранские автомобили в собранном виде, и компания «Сайпа» прилагала усилия к тому, чтобы закрепиться на суданском рынке. Продукция иранской компании пользуется спросом у суданцев. Кроме того, автомобили компании «Сайпа» с успехом продаются в таких арабских странах, как Сирия, Ирак, Египет и Алжир. Привлекательность иранских автомобилей определяется низким расходом топлива, конкурентной ценой, широкой сетью послепродажного обслуживания и доступностью качественных и дешевых запчастей. Все это стало причиной, по которой суданская сторона остановила свой выбор на автомобилях компании «Сайпа» («Саба», «Сайпа 132», «Сайпа 141», «Сайпа 111») в качестве моделей, которые будут производиться в Судане. США В рамках действующих санкций против Ирана США внесли в черный список Европейско-иранский торговый банк (EIH), расположенный в Гамбурге. Банк обвиняют в том, что он тесно сотрудничал с иранскими финансовыми институтами, в частности с банком Mellat, осуществлял по их поручению многочисленные переводы и принимал участие в финансировании контрактов на закупку вооружений общей стоимостью около 350 тысяч долларов. EIH стал семнадцатым по счету зарубежным банком, внесенным Вашингтоном в черный список. В июле, спустя месяц после введения США односторонних санкций в отношении Ирана, по данным американским Бюро статистики, объем американского экспорта в ИРИ вырос по сравнению с показателями за предыдущий месяц на 36% по сравнению с предыдущим месяцем. США экспортировали в июле в Иран свою продукцию на общую сумму в 13 млн долларов. В июне объем американского экспорта составил 9,5 млн долларов. Сама по себе сумма незначительная, однако, как считают аналитики, примечателен тот факт, что американский экспорт в Иран вырос в первом месяце после введения односторонних санкций. И это, несмотря на то, что Вашингтон оказывает давление на своих союзников с тем, чтобы они присоединялись к антииранским санкциям. Одновременно американская администрация с 29 сентября текущего года ввела запрет на импорт любых иранских ковров ручной работы в США. Сроки, в течение которых будет действовать запрет, не определены. Америка является основным импортером ковров ручной работы и крупнейшим рынком, на который экспортируются иранские ковры. Таджикистан 29 сентября, в Душанбе проходило восьмое совместное заседание таджикско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. По мнению сторон, политические отношения между Ираном и Таджикистаном сегодня является идеальными. Однако нужно стремиться к тому, чтобы вывести на приемлемый уровень экономические взаимоотношения. По данным Агентства по статистике при президенте Таджикистана, товарооборот Таджикистана с Ираном за восемь месяцев этого года достиг 112,2 млн долларов, превысив в 48% показатель аналогичного периода прошлого года. Из Таджикистана в Иран за январь-август текущего года экспортировано продукции на сумму 30,9 млн, а импортировано из Ирана на 81,3 млн долларов. Туркмения Власти Туркмении рассчитывают увеличить газоэкспортный потенциал на 3 млрд кубометров газа в год благодаря введению в строй комплекса сооружений, предназначенных для сбора, подготовки и транспортировки природного газа в межгосударственный газопровод Туркмения-Иран. Этот комплекс введен в эксплуатацию на нефтегазоконденсатных месторождениях Кеймир, Акпатлавук и Чекишлер, расположенных на юго-западе Балканского велаята (область на западе страны). Реализация этого крупного инвестиционного проекта обошлась стране в 40 млн долларов Соседний Иран является одним из давних и основных импортеров туркменского газа. Как уже сообщалось, в январе текущего года в иранском направлении был открыт второй газопровод Довлетабат-Серахс-Хангеран проектной мощностью 12,5 млрд кубометров газа в год, который вместе с уже действующей на протяжении более 10 лет газовой магистралью Корпедже - Курт-Куи, обеспечит в перспективе ежегодный экспорт в Иран до 20 млрд кубометров туркменского природного газа. Турция В сентябре пришло сообщение, что турецкие банки из-за экономических санкций Совета Безопасности ООН в отношении Ирана прекратили осуществлять денежные переводы в Иран. Это, прежде всего те банки, которые имеют тесные партнерские отношения с американскими и европейскими банками. Сообщается также, что по итогам двух прошедших месяцев – июль, август - объемы импортируемого в Иран турецкого бензина сократились на 74%. Из Анкары сообщают о том, что компания «Иран ходроу» ведет переговоры с одной турецкой компанией об инвестировании 2 млрд долларов в строительство нового автозавода на ирано-турецкой границе. Предполагается, там будет производиться первый совместный ирано-турецкий автомобиль, который в первую очередь будет ориентирован на рынки исламских стран. Ранее сообщалось о том, что между компанией «Иран ходроу» и турецкой компанией «Хема» достигнута договоренность об инвестировании 200 млн евро в строительство двух автозаводов. Первый вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими во время встречи с министром энергетики Турции отметил, что для сотрудничества между Ираном и Турцией сложились самые благоприятные условия и необходимо расширять это сотрудничество, в частности в области энергетики и нефтегазовой промышленности. Это касается, в первую очередь, инвестиции в области нефтегазовой промышленности, в частности в области переработки нефти и газа. Между Ираном и Турцией подписан контракт стоимостью 900 млн евро, согласно которому турецкая компания инвестирует строительство и ввод в эксплуатацию нового трубопровода между городами Миандоаб и Безераган. На его строительство потребуется около 980 млн евро. Доля турецкой компании в проекте составит 77% и Иранской национальной газовой компании – 23%. На строительство газопровода потребуется 3 года. Пропускная способность газопровода составит 110 млн куб. м газа в сутки. Новый газопровод будет представлять собой продолжение 6-го трансиранского газопровода. 60 млн куб. м газа, прокачиваемого по новому газопроводу, будут использоваться для удовлетворения потребностей турецкий провинций, а остальной газ предназначается для экспорта. Таким образом, с реализацией данного проекта Иран получит возможность через три года ежесуточно экспортировать в Турцию и Европу около 60-70 млн. куб. м газа. Узбекистан Через иранскую территорию ежегодно перевозится более 650 млн т узбекских грузов, и в прошлом году объем товарооборота между двумя странами вырос на 38%. Узбекистан относится к числу крупнейших мировых производителей хлопка, и Иран ежегодно импортирует из этой страны около 50 тыс. т названной продукции. Иными словами, примерно 10% производимого в Узбекистане хлопка потребл
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.