Иран отстаивает на Каспии интересы России

25 ноября 2010
A A A


Иран фактически дезавуировал российский проект по разделению Каспия на прибрежные зоны, выдвинутый на последнем, третьем саммите прикаспийских государств, состоявшемся на прошлой неделе. Это разделение предусматривало выделение каждой стране 25-мильной прибрежной зоны и предоставление полной свободы хозяйствования в ней. Эксперты сразу же отметили, что подобной практики в морском праве нет: до сих пор так делили только озера, находящиеся на границе. А Каспийское море хоть и озеро по сути, но по статусу – все-таки море. Прибрежное разделение должно было стать подготовительным шагом к полному разделению морского дна, соглашение о котором ожидается в будущем году. По итогам прошедшего на прошлой неделе в Баку Каспийского саммита президент России Дмитрий Медведев выразил надежду, что документ о правовом статусе Каспия будет подписан на следующей встрече в верхах в России: «Приглашаю всех в Российскую Федерацию, чтобы поставить точку в очень важном деле». Иран тогда свою позицию ясно не обозначил, но по здравому рассуждению пришел к выводу, что такое урегулирование каспийской проблемы ему не подходит. Высокопоставленный представитель иранского внешнеполитического ведомства, заместитель главы МИД Ирана Мохаммад Мехди Ахунзаде в интервью государственному телеканалу PressTV заявил, что принципиальная позиция Ирана заключается в том, что любое соглашение по будущему правовому статусу Каспия должно основываться «на консенсусе и справедливости». «Иран не признает и не принимает соглашения по Каспию, подписанные между Россией, Азербайджаном и Туркменией», – отметил заместитель главы МИД Ирана. Тем самым Тегеран дал понять Баку и Ашхабаду, что иранская сторона не собирается признавать соглашения о разграничении части дна Каспийского моря, если таковые будут подписаны на двусторонней основе. Следовательно, не признает Иран и возможного строительства газопровода по дну Каспия между Туркменией и Азербайджаном. Здесь Иран отстаивает не только собственные интересы, но и (едва ли не в большей степени) интересы России, которой «Набукко» совсем ни к чему. Но одно дело – не признать и ничего не делать, а совсем другое – воспрепятствовать строительству. В первом случае газопровод будет построен, несмотря на недовольство России и Ирана, и станет функционировать. Во втором, возможно, придется остановить его прокладку силовым путем. Хватит ли на это у Ирана политической воли (относительно России эксперты считают, что не хватит)? Ведь он находится в гораздо более уязвимом положении, чем наша страна. Хочется надеяться, что до этого не дойдет, и прочие прибрежные страны не решатся открыто пренебрегать интересами более крупных и сильных соседей. Одновременно ясно: Иран – наш единственный верный союзник по каспийской проблеме. Это – как раз тот случай, когда старый друг лучше новых двух, хотя либеральные СМИ и стараются всеми способами внушить нам мысль, что Иран – никакой не друг России. Аргумент, как правило, всегда один и тот же: старое высказывание иранского религиозного руководства про «большого» и «малого» сатану («большой» – Америка, «малый» – Россия). Более серьезных аргументов нет. «Не следует ограничивать долю Ирана на Каспии 20 или 40%. Переговоры между прибрежными государствами будут базироваться на двух соглашениях, подписанных в 1921 и 1940 гг., а финальный документ о правовом статусе Каспия должен получить одобрение Ирана», – сказал Мохаммад Мехди Ахунзаде. Первоначально так и было задумано. Начиная переговоры о статусе Каспия, все 5 государств условились принять решение консенсусом. Консенсуса пока нет. Правда, из слов иранского дипломата не совсем понятно, претендует ли Иран на долю большую, чем 40% Каспия, или же это – фигура речи, долженствующая обозначать, что НИКАКАЯ доля его не устроит, если нет консенсуса. Если последнее предположение верно, то такая позиция достойна всяческого одобрения. В данный момент наши интересы на Каспии в наибольшей степени совпадают именно с интересами Ирана. Ну а пока Туркмения усиленно готовит на своей территории инфраструктуру для поставок газа в Европу. На прошлой неделе вице-премьер туркменского правительства Баймурад Ходжамухамедов, курирующий вопросы ТЭК, заявил, что его страна готова к поставкам в Европу 40 млрд кубометров газа в год. «Учитывая внутреннее потребление на западе страны и поставки газа оттуда же в Иран, у нас будут свободными до 40 млрд кубометров газа ежегодно, так что европейским странам беспокоиться не надо», – отметил Ходжамухамедов 19 ноября, обращаясь к участникам ашхабадского форума «Нефть и газ Туркмении – 2010». Также он сообщил, что в этом году Туркмения приступила к строительству газопровода Восток – Запад мощностью 30 млрд кубометров для доставки газа с огромного месторождения Южный Йолотань на запад. «При соблюдении всех экологических норм и проведении экспертиз будет согласовано строительство Транскаспийского газопровода, что отвечает проводимой Туркменией политике диверсификации направлений сбыта природного газа», – отметил Ходжамухамедов. Строительство Транскаспийского газопровода, по мнению чиновника, позволит транспортировать туркменский газ в Азербайджан, а оттуда – в направлении Европы. События в газовом мире всегда напоминают броуновское движение. Одни проекты рождаются, другие – умирают, строятся планы прокладки новых маршрутов доставки, а потом от них отворачиваются. В этой связи нелишним будет вспомнить, что в конце минувшего года газовая общественность дружно хоронила «Набукко» в пользу «Южного потока» на том основании, что «Газпром» купил у Туркмении излишки газа, и поставлять в Европу ей больше нечего. В конце нынешнего года под сомнение ставится уже будущее «Южного потока»: и газ у Туркмении есть, и «Набукко» могут все-таки построить. «Газпрому» туркменский газ стал не нужен. Одна осталась надежда – на Иран. Леонид Рудницкий
Источник: KM-News

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.