Реакция мусульман Юго-Восточной Азии на высказывания Папы Бенедикта XVI

13 октября 2006
A A A


М.Н. Гусев Мусульмане Юго-Восточной Азии присоединились к волне критики, прокатившейся в исламском мире в отношении главы католической церкви в связи с его заявлением о религии и насилии. Широкий резонанс в регионе получило мнение о том, что слова понтифика противоречат устоям ислама. Нашел также поддержку отклик высказывания по этому поводу политических и религиозных деятелей Ближнего и Среднего Востока. В частности, с одобрением были встречены слова президента Пакистана Мушаррафа о том, что нужно вести борьбу против отождествления ислама с терроризмом. Министр иностранных дел Египта указал на непонимание папой сути ислама, отметил, что выступление папы нанесло вред исламу, и выразил надежду на то, что эти слова не окажутся причиной напряженности между мусульманами и Западом. Широкую огласку и одобрение получили аналогичные высказывания видных мусульманских деятелей Турции. Незамедлительно на отмеченное событие отреагировали мусульмане Индонезии. Организация радикальной направленности “Фронт защитников ислама” потребовала от папы личного извинения перед всеми мусульманами и отказа от своих слов, хотя такое извинение главой католической церкви, в принципе, было уже произнесено. Сотни членов этой организации собрались у посольства Ватикана в Джакарте с тем, чтобы вручить петицию протеста с требованием ее срочной передачи Бенедикту XVI. Поборники умеренного ислама также выразило свое крайнее неудовлетворение в связи со случившимся. Председатель Совета улемов Майруф Амин высказал сожаление по поводу выступления папы. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно заявил, что данный случай должен стать ценным уроком для мировых лидеров при изложении различных суждений и призвал их впредь воздерживаться от высказываний, которые могут быть истолкованы не должным образом. Следует отметить, что события подобного рода уже приводили к сближению взглядов определенной части умеренных мусульман и их радикальных единоверцев. Практически Запад очередной раз посягнул на позиции умеренных мусульман в их противоборстве с радикалами и привел к хотя, может быть, и временному, но все же оттоку части сторонников умеренного ислама в сторону радикалов. Как известно, их соотношение весьма подвижно и во многом зависит положения дел на международной арене. Вместе с тем слова главы католической церкви при всей масштабности реакции на них со стороны мирового мусульманского сообщества – уммы не вызвали на сей раз столь бурной реакции со стороны мусульман Юго-Восточной Азии, с чем подчас приходится сталкиваться. Примеров этого за последнее время немало. Достаточно вспомнить визит в Индонезию в марте с.г. государственного секретаря США Кондолизы Райс, совпавший с третьей годовщиной начала войны в Ираке. Он проходил на фоне массовых антиамериканских выступлений, организованных «Исламским фронтом» – коалицией 35 мусульманских организаций фундаменталистского толка. Тысячи демонстрантов с лозунгами “Американцы – вон из мусульманских стран” и “Буш – террорист номер один” требовали немедленного вывода войск коалиции из Ирака и Афганистана. Главе американского дипломатического ведомства, прибывшей в Индонезию для наведения новых мостов с этой страной, а через нее и со всем мусульманским миром, не оставалось ничего другого, как назвать Индонезию “демократическим союзником США”, “маяком умеренного ислама”, показывающим пример толерантности другим мусульманским странам, отметить ее “гигантский прорыв к демократии” и заявить перед журналистами, что воспринимает открытый протест индонезийцев в качестве доказательства торжества демократии в крупнейшей мусульманской стране, ставшей третьей по величине (после Индии и США) нацией “свободного мира”. Правомерность тезиса о вероятности весьма бурной реакции мусульман региона на проблемы, переживаемые исламом в качестве мировой религии, была в полной мере подтверждена и во время событий февраля с.г. в связи с опубликованием в датском журнале “Юлландспостен”, а затем и в других западных изданиях гротескных изображений пророка Мухаммеда. Как отметил тогда доктор Мохамед Эль Сайед Саид, заместитель директора Центра политических и стратегических исследований “Аль-Ахрам” (Каир), “среди мусульман укрепилось общее мнение, что их культура оказалась под постоянным прицелом со стороны Запада… Это чувство жертвы ксенофобии становится сильнее и провоцирует ответную реакцию”. Возмущенными оказались все мусульмане, поскольку речь шла о покушении на идейные основы их религии, причем со стороны, по существу, западных фундаменталистов от демократии. Энергия возбужденных масс преодолевает границы и бросает вызов всей мировой иерархии во главе с США. Вслед за волной возмущения и связанными с этим беспорядками на Ближнем и Среднем Востоке подобные события произошли и в мусульманских странах Юго-Восточной Азии. В ходе митингов в трех крупнейших городах Индонезии демонстранты жгли датские флаги, в посольство Дании и датские компании поступали многочисленные угрозы. МИД Дании заявил, что спецслужбы страны получили информацию о возможном нападении на датчан и датскую собственность в Индонезии – данные о них активно собирала одна из радикальных мусульманских группировок. Посольство Дании после угроз в свой адрес оказалось закрытым. Датское правительство призвало своих граждан немедленно покинуть Индонезию. Власти Индонезии поспешили тогда заявить, что это не более чем вылазки экстремистов, пользующихся случаем, чтобы еще раз напомнить о себе. При всей справедливости этого заявления нельзя было не заметить, что действия исламистов в данном случае получили незримую поддержку в широких мусульманских кругах, а не только среди адептов радикального ислама. Свежи в памяти также события, связанные с военными действиями на “ливанском фронте”, куда индонезийские исламские радикалы посылали своих добровольцев “в места запланированных мест отмщения”. В случае с отмеченными высказываниями папы, по всей вероятности, можно предположить, что на этот раз среди мусульман Индонезии возобладали силы, стоящие на здравых и умеренных позициях. Этому способствовали и действия индонезийских христиан (их основу составляют католики), которых в 270-миллионной стране насчитывается около 6 процентов, в то время как мусульман около 90 процентов. Глава индонезийских католиков кардинал Юлиус Дармаатмаджа принес мусульманам свои извинения. Этому предшествовала конференция католиков страны, принявшая решение о проведении такого шага. Очевидно, подобные меры вправе квалифицироваться как необходимые или даже вынужденные. Интрига состоит в том, что от рук исламистских террористов, избравших в качестве оружия преимущественно бомбы, уже погибли многие десятки, если не сотни христиан как в своих культовых сооружениях, так и за их пределами, а конфликт между мусульманами и христианами на Молуккских островах привел к опустошению крупных населенных пунктов и даже городов. При этом число жертв с обеих сторон исчисляется тысячами. Этот конфликт, постоянно находящийся в тлеющем состоянии, может разгореться с новой силой и привести к новым тысячам жертв, казалось бы, как это было уже не раз, по ничтожнейшему поводу. Любой всплеск напряженности между двумя конфессиями, извне или внутренний, чреват непоправимыми последствиями. Он требует от лидеров конфессий взвешенных поступков, возвышающих их над узкопрагматическими задачами престижного, карьерного или иного подобного характера и делающих первостепенным главенство судеб людей, зависящих от их решений. Как можно судить по сложившейся ситуации, на сей раз, по всей видимости, так и произошло. Вслед за указанными действиями кардинала глава крупнейшего в Индонезии объединения мусульман “Нахдатул Улама”, насчитывающего десятки миллионов сторонников, стоящих на умеренных позициях, Хашим Музади призвал мусульман страны принять извинения Юлиуса Дармаатмаджи. Похоже на то, что это сняло остроту момента, и, есть основания полагать, спасло немало жизней.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.