Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24-30 июля 2006 года)

31 июля 2006
A A A


На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне арабо-израильского конфликта. Вооруженные силы Израиля продолжали наносить авиационные и артиллерийские удары по различным объектам на территории Ливана, а боевики «Хизбаллы» обстреливали ракетами территорию северного Израиля. Действия наземных сил противоборствующих сторон носили в целом ограниченный характер. Велась активная политико-дипломатическая деятельность с целью поиска путей урегулирования ливанского конфликта. Вместе с тем, израильская бомбардировка в ночь на 30 июля ливанской деревни Кана, в результате чего погибли 57 мирных жителей, серьезно осложнила процесс урегулирования. Инцидент в Кана вызвал осуждение во многих странах мира. Армия Израиля проводила регулярные рейды против палестинских боевиков в секторе Газа. Интенсивность военных действий в Ливане остается на высоком уровне. Ежедневно израильские ВВС наносили удары по 70-80 объектам на ливанской территории. Бомбардировкам с воздуха подверглись Сур (Тир), Сайда, южные районы Бейрута, южная и центральная часть долины Бекаа, районы, расположенные вблизи ливано-израильской границы. Последние также постоянно обстреливались артиллерией ЦАХАЛ. Число погибших ливанцев достигло 750 чел., а количество раненых приближается к 2000 чел. Причем в подавляющем большинстве это мирные жители. Точные потери среди боевиков «Хизбаллы» по-прежнему неизвестны и оцениваются в 75-150 чел. убитыми. Боевики «Хизбаллы» ежедневно запускали в сторону Израиля ок. 100 ракет. Всего с начала войны ими выпущено до 1750 ракет. В частности, обстрелам подверглись города Хайфа, Кирьят-Шмона, Цфат, Нагария, Акко, Афула, Тверия. Людские потери Израиля составили убитыми 52 чел. (мирных граждан – 19, военнослужащих – 33), а число раненых составляет ок. 450 чел. На сухопутном фронте наиболее ожесточенные бои продолжались в районе населенных пунктов Бинт-Джбайль, Марун-ар-Рас и Айтрун. 27 июля правительство Израиля приняло решение воздержаться от проведения крупномасштабной военной операции на ливанском юге и продолжить практику нанесения постоянных авиационных и артиллерийских ударов. Перед сухопутными войсками поставлена задача проводить операции локального характера в приграничных районах. В Израиле объявлено о проведении дополнительного призыва резервистов. По данным проведенного опроса, за расширение военной операции в Ливане высказались 70% израильтян, а 82% респондентов считают действия ЦАХАЛ в этой стране «справедливыми и оправданными». 48% опрошенных верят в то, что израильской армии удастся «полностью покончить с «Хизбаллой». 21% израильтян высказались за немедленное прекращение войны. Высокопоставленные представители «Хизбаллы» признали, что не ожидали от Израиля столь резкой реакции на захват двух военнослужащих, а рассчитывали на «обычный ограниченный ответ» израильской стороны. Израиль и Сирия всячески воздерживаются от прямой конфронтации друг с другом. На минувшей неделе в основном была завершена эвакуация иностранных граждан из Ливана. В страну начинает поступать из-за рубежа гуманитарная помощь. Вместе с тем, Израиль отклонил обращение ООН о временном прекращении огня на 72 часа для эвакуации из зоны боев на ливанском юге мирных жителей и доставки туда гуманитарной помощи, заявив, что гуманитарный канал в Ливан и обратно уже открыт. ООН эвакуировала наблюдательные посты миротворцев границе Ливана с Израилем после того как они подверглись ударам боевиков «Хизбаллы» и ВВС Израиля. Причем в последнем случае погибли 4 ооновца. Заметно активизировалась международная политико-дипломатическая деятельность с целью достижения прекращения огня в Ливане и последующего урегулирования конфликта. Однако она не принесла пока конкретных результатов. Более того, после бомбардировки Кана премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора заявил, что его страна не будет вести переговоров до полного прекращения огня Израилем. Повторный визит госсекретаря США К. Райс в Бейрут был отменен. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил, что его страна, несмотря на инцидент в Кана, не пойдет на прекращение огня до достижения целей военной операции (уничтожение основных сил «Хизбаллы»). По словам Ольмерта, для ее завершения потребуется еще 10-14 дней. 26 июля в Риме прошла конференция по Ливану с участием глав МИД 15 стран и ряда международных организаций. Из государств региона на ней присутствовали делегации Египта, Иордании, Ливана и Саудовской Аравии. Представители Израиля, Ирана и Сирии приглашены не были. Встреча закончилась принятием декларации общего характера, призывающей добиваться прекращения огня и направления в Ливан международных миротворцев. Госсекретарь США К. Райс дважды на минувшей неделе посетила Израиль. США официально выступают за скорейшее прекращение огня в Ливане и считают, что не может быть возврата к ситуации, существовавшей до начала нынешнего конфликта, подразумевая под этим, прежде всего, необходимость полного разоружения боевиков «Хизбаллы». Вашингтон и Лондон выступают за направление в Ливан многонациональных сил с миротворческой миссией. Франция представила в СБ ООН проект резолюции по урегулированию ливанского кризиса. Документ, в частности, предусматривает немедленное прекращение военных действий, обмен пленными создание «буферной зоны» на ливано-израильской границы под совместным контролем ВС Ливана и международных миротворцев, «нейтрализацию запасов реактивных снарядов и ракет «Хезболлы» путем передачи их под контроль международных сил». Президент России В. Путин заявил, что проблемы на Ближнем Востоке нельзя решать помощью террористических средств. 29 июля правительство Ливана, в т. ч. министры от «Хизбаллы», приняло план урегулирования конфликта с Израилем. Он предусматривает прекращение огня, освобождение израильских и ливанских пленных, возвращение беженцев на места постоянного проживания. В Бейруте также выступают за передачу под контроль ООН спорного района «ферм Шебаа» и передачу Израилем Ливану карт минных полей на юге страны. Предусматривается распространение власти центрального правительства на всю территорию страны (ввод правительственных ВС на юг Ливана). Бейрут также не возражает против направления в район границы с Израилем международных миротворческих сил. США в целом позитивно отнеслись к этому плану. Египет выступает за немедленное прекращение огня в Ливане. В тоже время президент АРЕ Х. Мубарак твердо заявил, что его страна не приемлет попыток втянуть себя в вооруженное противостояние на Ближнем Востоке. Мубарак также сообщил, что его контакты с сирийским руководством свидетельствуют о стремлении Дамаска к миру и выполнению всех резолюций ООН по Ближнему Востоку. В Каире 28 июля вновь прошла массовая демонстрация в поддержку «Хизбаллы» и палестинцев, организованная исламистской оппозицией. Особое беспокойство развитием ситуации в регионе проявляет Саудовская Аравия. В Эр-Рияде также опасаются негативного воздействия конфликтов в Ливане и на палестинских территориях на внутреннюю стабильность в королевстве. Саудовское руководство заявило о выделении 500 млн долларов на восстановление Ливана и 250 млн – палестинцам. Вечером 30 июля в Совете Безопасности начались экстренные консультации по последним событиям в Ливане. Генсек ООН К. Аннан потребовал в самой жесткой форме осудить действия Израиля в деревне Кана. На палестинском направлении вооруженные силы Израиля активизировали действия против боевиков палестинских экстремистских организаций, совершив несколько рейдов в северную часть сектора Газа. Авиация и артиллерия ЦАХАЛ наносили отдельные удары по объектам боевиков в анклаве, а палестинские боевики продолжали ракетные обстрелы территории Израиля. Общее число палестинцев, погибших со времени начала нынешнего конфликта (25.06) достигло 160 чел. Урегулирование палестино-израильского кризиса находится в тупиковой ситуации. Позиции сторон по-прежнему остаются диаметрально противоположными: Израиль отказывается идти на обмен захваченного солдата на палестинских заключенных и вести переговоры с ХАМАС, предпочитая радикальным исламистам главу ПНА М. Аббаса, а представители ХАМАС заявляют о неготовности отпустить пленного солдата без соответствующего обмена. Сам же Аббас сообщил, что палестинская сторона не будет вести совместно с «Хизбаллой» переговоры с Израилем об освобождении захваченных израильских военнослужащих в обмен на палестинских и ливанских заключенных. Обстановка в Ираке остается очень сложной и нестабильной. В стране продолжает усиливаться противоборство между арабами-суннитами и шиитами, число жертв которого с обеих сторон неуклонно растет. Попытка организовать общеиракскую конференцию по достижению национального примирения в очередной раз потерпела неудачу. В этих условиях администрация США и иракское правительство пытаются принимать меры по ослаблению напряженности и стабилизации обстановки в сфере безопасности, которые, однако, до настоящего времени успеха не имели. В ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в Вашингтон премьер-министр Ирака Н. аль-Малики согласовал с президентом Дж. Бушем план укрепления безопасности в стране. Основной упор в нем сделан на наведении порядка в Багдаде, для чего в столицу перебрасываются дополнительные части американских войск, а также усиливается гарнизон иракской армии и силы местной полиции. Президент Иракского Курдистана М. Барзани предостерег Турцию от проведения военной операции на севере Ирака против боевиков курдской рабочей партии. Барзани заявил, что подобные действия будут рассматриваться как «нападение на страну». На рассмотрение Совета Безопасности ООН поступил проект резолюции по ядерной программе Ирана. В нем говорится, что если ИРИ до 31 августа 2006 г. не прекратит обогащение урана, то будет поставлен вопрос о введении международных санкций в отношении ИРИ. Рассмотрение этого документа может начаться на следующей неделе. В Тегеране уже заявили, что Иран отвергнет резолюцию Совбеза, если в ней будут содержаться требования о прекращении работ по обогащению урана. Иранцы утверждают, что продолжат эти работы даже под угрозой применения санкций. В Тегеране также предупредили, что ИРИ не будет рассматривать международный пакет предложений по его ядерной программе в случае принятия СБ ООН «враждебной» Ирану резолюции. По заявлению экспертов американского Института по вопросам международной безопасности (ISIS), Пакистан начал строительство нового атомного реактора, что свидетельствует о намерении Исламабада наращивать национальный ядерный арсенал. Специалисты ISIS считают, что новый реактор сможет производить оружейный плутоний в количестве, позволяющем ежегодно изготовлять от 30 до 50 ядерных боеприпасов. Пакистанские власти пока не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. Страны НАТО официально одобрили решение о расширении зоны ответственности альянса на южные районы Афганистана. При этом в распоряжение командующего силами НАТО в этой стране британского генерала Дж. Джонса поступят также части американской армии, дислоцированные на афганском юге. К концу 2006 г. зона ответственности Североатлантического альянса должна распространиться на всю территорию Афганистана, а численность натовского контингента увеличится с 18 до 24 тыс. чел. Афганское правительство позитивно расценило это решение НАТО. Парламент Йемена утвердил 5 кандидатов для участия в президентских выборах, назначенных на 20 сентября с. г. Основным претендентом на пост главы государства считается нынешний президент А. А. Салех. Одновременно в Йемене пройдут выборы в местные органы власти. Приложение О военной доктрине Египта События, связанные с войной в Ливане и обострением палестино-израильского конфликта, вновь привлекли внимание к вопросу об арабской солидарности, в т. ч. в военной области. При этом со всей очевидностью проявилась нежелание арабских государств ввязываться в войну с Израилем или оказывать ливанской «Хизбалле» и палестинским боевикам какую-либо помощь военными поставками, направлением «добровольцев» и т. п. В наиболее открытой форме об этом заявило руководство Египта. Президент АРЕ Х. Мубарак подчеркнул, что его страна «не станет воевать с Израилем за Ливан», а в Каире намерены твердо следовать принципу «египетская армия защищает только Египет». Вместе с тем, подобные заявления отнюдь не означают, что арабские государства перестали считать Израиль своим потенциальным военным противником. И это хорошо видно на примере военной доктрины того же Египта. Современная военная доктрина АРЕ носит оборонительный характер, а в ее основе лежит «принцип сдерживания», т. е. поддержания военного равновесия с окружающими государствами «на суше, в воздухе и на море» с целью вынудить их отказаться от применения силы против Египта. По утверждению Х. Мубарака, « … мир и стабильность должны находиться под зонтиком военной силы, которая их защищает и охраняет». Министр обороны АРЕ маршал Х. Тантауи считает, что от египетской армии требуется «убедить и друзей и врагов в своей готовности защищать национальную безопасность». Главным противником Египта рассматривается Израиль. Реально это подтверждается тем, что основная группировка ВС АРЕ, лучшие войска - 2-я и 3-я полевые армии – дислоцируются в районе между Суэцким каналом и Каиром с задачей отражения израильского нападения. Нынешнее развитие национальных вооруженных сил и перспективное военное планирование напрямую связаны с египетской оценкой израильских возможностей, в первую очередь ядерных вооружений и космических программ. У руководства АРЕ вызывает обеспокоенность наступательная стратегия и военная доктрина Израиля, основывающаяся на территориальной и демографической уязвимости еврейского государства, что предусматривает перенос военных действий на территорию противника и быстрое окончание войны. Также в Каире вызывает опасения тактика превентивных ударов и акций возмездия Израиля. В целом, с точки зрения Египта, военное доминирование Израиля в регионе создает потенциал нестабильности, что вынуждает остальные ближневосточные страны принимать меры, компенсирующие эту угрозу. Подчеркивается, что АРЕ уязвима с моря и северо-западного направления, а мир с Израилем не изменил этой стратегической реальности. В Египте многие считают, что перемены в израильском руководстве в некоторых случаях могут привести к возрастанию угроз безопасности для АРЕ. Более того, в политических и военных кругах страны полагают, что «окончание войны не обязательно означает достижение мира и наоборот». Отсюда делается вывод о том, что мир с Израилем держится на сохранении баланса сил, а если этот баланс нарушается, то мир может рухнуть. По египетским оценкам, существующий военный дисбаланс между арабами и Израилем представляет серьезную угрозу стабильности в регионе. В Каире также считают, что ощутимое превосходство в обычных вооружениях, ядерные возможности, практически реализующиеся космические, ракетные и противоракетные программы дают Израилю значительный наступательный потенциал и служат рычагом для политического давления на арабов. Опасается Египет и усиления подводных сил израильских ВМС, особенно их оснащения крылатыми ракетами дальнего радиуса действия. Предметом особой озабоченности и беспокойства египтян является наличие у Израиля ядерного оружия, что не подвергается сомнению (по египетским оценкам, до 200 ядерных боеприпасов). Египет обвиняет Израиль в отказе подписать ДНЯО и провести международную инспекцию его атомных объектов. Маршал Х. Тантауи подчеркнул: «В связи с тем, что соседняя с Египтом страна имеет определенные виды оружия массового поражения, необходимо готовиться к обороне, противостоять применению такого оружия, чтобы уменьшить опасные последствия его использования». Вместе с тем в обозримой перспективе вероятность возникновения войны между Египтом и Израилем крайне маловероятна. Этого не желает руководство обеих стран. Препятствует развязыванию войны и фактическая демилитаризация большей части Синая, где АРЕ имеет право держать лишь ограниченный контингент войск на расстоянии не более 50 км восточнее Суэцкого канала. Египтянам также запрещено держать на Синае боевую авиацию. В настоящее время, по информации СМИ, Египет держит на Синае всего 8 тыс. военнослужащих, вместо разрешенных ему 22 тыс. Военная доктрина АРЕ не исключает возможность участия египетских ВС в локальных военных конфликтах в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке. Здесь наиболее важной задачей считается обеспечение водной безопасности страны, недопущение посягательств на ее водные ресурсы. В ходе региональных вооруженных конфликтов предусматривается действия египетских войск как самостоятельно, так и в составе коалиционных группировок. К дружественным государствам в Каире относят в первую очередь США, Иорданию, аравийские монархии, страны Западной Европы. По взглядам военно-политического руководства Египта, оборонительная стратегия государства должна основываться на совокупной мощи вооруженных сил, в том числе: 1. на сухопутных войсках, «способных оборонять и защищать египетские границы на всем протяжении и защищать национальные интересы страны; 2. на военно-воздушных силах и войсках ПВО, способных защищать национальное воздушное пространство; 3. на ВМС и силах береговой обороны, способных защищать египетское побережье жизненно важные морские пути в Средиземном и Красном морях, защищать порты страны». При всем этом структура и дислокация египетских ВС должны отвечать складывающемуся «стратегическому балансу» в регионе. Военно-политическое руководство АРЕ считает, что вооруженные силы следует поддерживать в высокой степени боеспособности и боеготовности, что обусловлено сохранением в регионе угроз Египту, военным превосходством Израиля над АРЕ, необходимостью наличия «оборонительного зонтика» для экономического развития страны и реализации крупных экономических проектов, необходимостью международного использования силы на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке (последнее предполагается в основном осуществлять в тесном взаимодействии с США). В Каире утверждают, что египетская армия должна являться надежным гарантом региональной безопасности и стабильности – именно эта ее роль должна быть главной. «Правда то, что Израиль рассматривает свое военное превосходство как гарантию, причем самую главную». Однако израильские вооруженные силы не могут быть использованы как стабилизирующая сила в регионе, т. к. именно «они являются одной из причин беспокойства для соседей. Поэтому только египетская армия может нести «этот груз». По египетским оценкам, главным фактором, определяющим размеры национальных вооруженных сил, является региональный баланс сил. На численность армии оказывают также влияние количество и качество вооружения, планы оперативного использования ВС, стратегические цели государства, отношения с другими странами региона, наличие эффективных военно-политических союзов. Большое значение для определения необходимых оборонных нужд имеет способность государства находить источники помощи на региональном и международном уровне. Египетские военные на данном этапе не могут согласиться с тем, что развитие событий в период после окончания «холодной войны» продемонстрировало снижение роли крупных военных структур, наподобие той, которую имеет АРЕ. Вместе с тем, это ни в коем случае не означает того, что египтяне отказываются от качественных изменений в армии, оснащения ее современными образцами боевой техники и внедрения новых способов ведения военных действий, хотя это «требует новых расходов и ложится тяжелым бременем на экономику». Конкретно для Египта наличие многочисленной армии рассматривается правящими кругами страны и в качестве одного из элементов снижения уровня безработицы. В целом военно-доктринальные установки, принятые в АРЕ, в ближайшей перспективе вряд ли подвергнутся существенным изменениям. Руководство страны в условиях сложной и нестабильной обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжит курс на дальнейшее укрепление обороноспособности египетского государства и повышение боевой мощи его армии.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.