Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17--23 апреля 2006 года)

27 апреля 2006
A A A


На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке, зоне палестино-израильского конфликта и вокруг ядерной программы Ирана. 22 апреля Национальная ассамблея (парламент) Ирака вновь избрала президентом страны Дж. Талабани, который выдвинул на пост главы нового правительства кандидатуру Джавада аль-Малики. Предварительно кандидатура аль-Малики была предложена ведущей фракцией парламента – Объединенным иракским альянсом. Теракт в Тель-Авиве 17 апреля и усилившееся противоборство между палестинскими движениями ХАМАС и ФАТХ значительно осложнили обстановку в зоне палестино-израильского конфликта. Президент США Дж. Буш не исключил военного решения иранской атомной проблемы, в т. ч. нанесения ядерного удара по Ирану. Выдвижение аль-Малики на пост премьер-министра Ирака, избрание депутатами президента страны и спикера парламента (им стал суннит Махмуд аль-Машхадани) вновь привели в движение иракский политический процесс. Представители суннитов и курдов заявили о своей поддержке кандидатуры аль-Малики. Одобрение пришло и из Вашингтона: госсекретарь США К. Райс заявила, что аль-Малики, это политический деятель, «с которым мы можем работать». Дж. аль-Малики считается близким соратником исполняющего обязанности премьер-министра И. аль-Джаафари по шиитской исламистской партии «Ад-Даава («Призыв»). На формирование нового правительства по конституции отводится 30 дней. Учитывая сохраняющиеся серьезные противоречия между основными политическими силами Ирака, процесс его создания будет трудным. Между тем обстановка в Ираке остается очень сложной. В различных районах страны не прекращаются теракты и вооруженные нападения, осуществляемые местными повстанцами и иностранными боевиками. Нарастает напряженность в зоне палестино-израильского конфликта. На прошедшей неделе обострилась борьба за власть на палестинских территориях между ХАМАС и ФАТХ. Руководитель ПНА М. Аббас отменил своим указом решение главы МВД С. Сиама о создании специальных полицейских сил из членов различных палестинских военизированных формирований. В ответ политический руководитель ХАМАС Х. Машаль обвинил руководство ПНА в предательстве палестинского народа. Со своей стороны, движение ФАТХ заявило, что высказывания Х. Машаля являются призывом к гражданской войне между палестинцами. 22 апреля в секторе Газа произошли вооруженные столкновения между сторонниками ХАМАС и ФАТХ, а на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) прошли массовые демонстрации сторонников ФАТХ в поддержку М. Аббаса. Характерно, что среди самих хамасовцев не все поддержали высказывания своего лидера. Представители руководства ХАМАС и ФАТХ, стремясь предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта, договорились о мерах по прекращению столкновений. Тем не менее, отдельные вооруженные инциденты продолжаются. Как видится, борьба за власть между двумя движениями продолжится, в т. ч. с использованием силовых методов. Правительство ХАМАС одобрило теракт в Тель-Авиве. В то же время Израиль не пошел на проведение крупной ответной операции, ограничившись авиационным ударом по объекту боевиков в Газе, усилением мер безопасности на своей территории и проведением арестов лиц, подозреваемых в причастности к терроризму, в ряде районов на ЗБРИ. По заявлению командующего Южным военным округом ВС Израиля генерала Й. Галанта, армия готовит наземную операцию в секторе Газа с целью положить конец ракетным обстрелам израильской территории палестинскими боевиками. При этом генерал подчеркнул, что «в новой действительности ЦАХАЛ действует против всех террористических организаций, за исключением ХАМАС, который ведет себя сдержанно». По итогам визита в Эр-Рияд главы палестинского МИД М. аз-Захара саудовское правительство решило предоставить ПНА финансовую помощь в 92,5 млн долларов. Кроме того, Саудовская Аравия выделила палестинской администрации 20 млн долларов в качестве экстренной помощи. Саудовцы также призвали США и Евросоюз пересмотреть решение о прекращении финансовой помощи палестинцам и продолжают консультации с Соединенными Штатами и другими странами по вопросу о финансировании ПНА. О своем намерении предоставить финансовую помощь палестинцам заявили Катар, Кувейт, ОАЭ и Арабский валютный фонд. Иран сообщил о выделении палестинским властям 100 млн долларов. С этой целью иранцы открыли счет в одном из каирских банков, согласовав этот вопрос с египетскими властями. 10 млн долларов передала ПНА Россия. Следует подчеркнуть, что вся финансовая помощь (в т. ч. иранская) официально адресуется ПНА, а не палестинскому правительству во главе с ХАМАС. Президент Франции Ж. Ширак призвал палестинское правительство и Израиль предпринять шаги для возобновления мирных переговоров. При этом ХАМАС должен «осознать, что путь насилия бесперспективен», а Израилю следует избегать «односторонних шагов, прекратить акции «точечного уничтожения» и создание еврейских поселений». Р. Проди, лидер левоцентристской коалиции, победившей на парламентских выборах в Италии, провел телефонный разговор с палестинским премьером И. Хания, прорвав тем самым дипломатическую блокаду, введенную Западом против правительства ХАМАС. Египет, Иордания и Саудовская Аравия настаивают на принятии ХАМАСом саудовской мирной инициативы (2002 г.), предполагающей признание Государства Израиль в границах до войны 1967 г, решение проблемы палестинских беженцев и создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Иордания отменила визит главы палестинского внешнеполитического ведомства М. аз-Захара, обвинив ХАМАС в контрабанде оружия. Таким образом, обстановка в зоне палестино-израильского конфликта продолжает осложняться. Причем не исключено возрастание роли силовой составляющей в попытках решения как палестино-израильских проблем, так и внутрипалестинских конфликтов. Состоявшаяся в Москве 18 апреля встреча представителей «Евротройки» (Великобритания, Германия. Франция), Китая, России и США по вопросам урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана не привела к конкретным результатам. Причем Россия и Китай полагают преждевременным выносить вопрос о санкциях в отношении ИРИ до публикации в конце апреля доклада главы МАГАТЭ по иранской атомной проблеме. Франция считает неприемлемым создание Ираном ядерного оружия, но выступает за продолжение переговоров с Тегераном и политико-дипломатическое решение кризиса. Директор Службы национальной разведки США Дж. Негропонте заявил, что его беспокоит иранская программа по обогащению урана, однако, по мнению чиновника, иранцам потребуется еще несколько лет для создания атомной бомбы. В Тегеране сообщили, что информация о договоренности между Ираном и Россией о создании совместного предприятия по обогащению урана «не совсем точна. Соглашение не достигнуто, но переговоры продолжаются». МИД ИРИ также заявил, что в Тегеране исключают возможность приостановки обогащения урана на национальной территории. Большинство арабских государств выступает за мирное урегулирование кризиса вокруг ядерной программы ИРИ, одновременно призывая к созданию безъядерной зоны на Ближнем и Среднем Востоке с включением в нее Израиля. В условиях роста напряженности вокруг Ирана аравийские монархии очень опасаются еще одной войны в зоне Персидского залива, которая может привести к самым негативным последствиям для стран этого региона. В то же время наследный принц Саудовской Аравии Султан ибн Абдель Азиз заявил, что не в интересах его страны «выступать против того, чтобы Иран стал обладателем ядерного оружия, если такое же имеет Израиль». Одновременно принц Султан выразил надежду на то, что ИРИ «будет руководствоваться здравым смыслом и избежит проблем в собственных же интересах». Со своей стороны, глава саудовского МИД принц С. аль-Фейсал подчеркнул, что он одинаково неприязненно относится как к возможной военной акции против ИРИ, инспирированной США, так и к появлению иранского ядерного оружия. Кувейт с осторожностью относится ко всему, что связано с ядерной энергетикой и надеется, что атомная программа Ирана носит исключительно мирный, а не военный характер. Пакистан считает, что «непрозрачность иранской ядерной программы провоцирует мировое сообщество принимать меры против ее дальнейшего развития». Турция также считает, что атомная программа ИРИ должна быть «стопроцентно прозрачна». Вместе с тем Исламабад и Анкара выступают против возможной американской военной акции и экономических санкции против Ирана, т. к. это «негативно скажется на мусульманском мире». На минувшей неделе в Афганистане в основном завершился процесс формирования нового правительства. Парламент утвердил 20 из 25 кандидатов на министерские посты. Как большой успех президента Х. Карзая расценивается утверждение парламентом ключевых министров: обороны (генерал А. Р. Вардак), иностранных дел (Р. Д. Спанта) и финансов (А. аль-Хак Ахази). Вакантными остаются посты министров культуры, по делам женщин, транспорта и авиации, экономики и труда, торговли и промышленности. Власти Турции продолжают подготовку крупной военной операции на юго-востоке страны против формирований боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). Только в последнее время в регион переброшено до 40 тыс. военнослужащих. Всего же здесь сосредоточена группировка численностью до 240 тыс. человек. Руководить операцией будут главком сухопутных войск генерал Я. Бююканыт и начальник штаба СВ генерал Э. Сайгун. Действия наземных сил будет поддерживать авиация, активное участие в операции примут подразделения спецназа. Не исключено, что в ходе боевых действий турецкие войска могут перейти границу с Ираком с тем, чтобы ликвидировать базы боевиков на территории соседней страны. Эта мера оправдывается тем, что американское командование в Ираке так и не предприняло действенных мер по нейтрализации вооруженных формирований КРП. По оценке турецких военных, на базах и в лагерях на севере Ирака находятся в настоящее время примерно 4900 боевиков КРП, половина из которых готова к переброске на территорию Турции для ведения вооруженных и террористических действий. Премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора, находившийся с визитом в США, заявил, что его страна будет просить Сирию отказаться от суверенитета на спорный район фермы Шебаа вблизи границы с Израилем, а также добиваться установления нормальных дипломатических отношений между Бейрутом и Дамаском. В то же время попытки ас-Синьоры получить поддержку со стороны США и ООН в решении вопроса о принадлежности фермы Шебаа оказались безуспешными. В Дамаске же утверждают, что проблема может быть положительно решена только после ухода израильских войск из спорного района. Ливанский премьер-министр также подчеркнул необходимость решения уже в ближайшее время вопроса о разоружении военизированных формирований радикальной исламистской организации «Хизбалла», потому что «правительство обязано быть единственным вооруженным сувереном в государстве». Ас-Синьора высоко оценил итоги своих переговоров с президентом США Дж. Бушем, который обещал содействие в восстановлении политической независимости Ливана, т. к. «тяжеловесное вмешательство» сирийских спецслужб в дела страны «не может быть легко изжито». 19-20 апреля президент Франции Ж. Ширак находился с визитом в Египте. Основными темами его переговоров с президентом АРЕ Х. Мубараком стали экономические и культурные отношения между двумя странами. Также были затронуты вопросы, касающиеся Ирака, ядерной программы Ирана, положения в суданском регионе Дарфур и сирийско-ливанский конфликт. Приложение Иранская баллистическая ракета «Шехаб-3» Военно-политическое руководство Исламской Республики Иран уделяет самое пристальное внимание созданию в стране различных образцов ракетного оружия и оснащению им национальных вооруженных сил. При этом особый упор делается на продвижение проектов баллистических ракет большой дальности. Создание ракетного оружия дальнего действия является составной частью иранской концепции устрашения региональных противников, в том числе путем создания угрозы нанесения ракетных ударов по крупным городам, важным экономическим и военным объектам, транспортным узлам и др. Иран отказывается присоединяться к Международному режиму контроля над ракетными технологиями, который предусматривает ограничение распространения баллистических ракет. Официальная иранская информация о национальных ракетных программах носит отрывочный характер и во многом преследует пропагандистские цели, а сведения, публикуемые в западных СМИ по этому вопросу, весьма противоречивы, а зачастую тенденциозны. На сегодняшний день вершиной иранского ракетостроения по праву можно рассматривать баллистическую ракету средней дальности (БРСД) «Шехаб-3», которая представляет собой наиболее мощное оружие в ракетном арсенале Тегерана. Американские политики и военные считают, что ракеты «Шехаб-3» «являются прямой угрозой Израилю, Турции, войскам США в регионе, друзьям и союзникам США». По оценке зарубежных специалистов, за основу «Шехаб-3» была взята северокорейская БРСД «Нодонг-1». Во внешнем облике иранского изделия просматривается корейский дизайн, а при его создании использовались технологии, заимствованные у КНДР. Разработка ракеты «Шехаб-3» началась в 1992-1993 гг., а ее первый испытательный пуск был осуществлен 23 июля 1998 г. и закончился неудачно. В июле 2000 г. после проведенных доработок иранцы смогли осуществить первое успешное испытание ракеты. Всего известно о 9-10 испытательных пусках ракеты «Шехаб-3», из которых только четыре считаются успешными. Серийное производство изделия началось в 2001 г, хотя официально его испытания закончились только в 2003 г. В этом же году ракета была принята на вооружение. Всего, по имеющейся информации, планируется изготовить до 150 ракет «Шехаб-3». К настоящему времени, по различным оценкам, собрано от 25 до 100 изделий. «Шехаб-3» представляет собой одноступенчатую ракету с двигателем на жидком топливе. Ее длина составляет 16 м, а стартовый вес равен 15092 кг, в т. ч. 12912 кг – топливо. Ракета размещена на мобильной колесной пусковой установке. Изделие может быть оснащено боеголовками весом 750, 989 и 1158 кг. Не исключено, что для «Шехаб-3» созданы боеголовки, приспособленные для доставки отравляющих веществ или компонентов биологического оружия. Западные эксперты также полагают возможным появление в перспективе и ядерной боеголовки. Система управления иранской ракеты считается устаревшей, что обусловливает низкую точность стрельбы: круговое вероятное отклонение (КВО) «Шехаб-3» может достигать 1000 м и даже больше, что явно неудовлетворительно для изделия, оснащенного боевой частью с обычным (не ядерным) зарядом. При такой точности ракета не в состоянии поражать малоразмерные и хорошо защищенные цели. В то же время зарубежные эксперты не исключают использование иранцами более современных китайских систем наведения, что позволяет уменьшить КВО ракеты до 800-190 м. Время подготовки «Шехаб-3» к пуску составляет несколько часов, что позволяет современным техническим средствам разведки заблаговременно вскрывать это мероприятие, а командованию противника принимать необходимые контрмеры. Иранские представители сообщают, что максимальная дальность стрельбы «Шехаб-3» составляет 2000 км, в то время как американские специалисты считают эту цифру явно завышенной, утверждая, что она не превышает 1300, максимум 1500 км. В настоящее время иранские специалисты ведут работы по совершенствованию ракеты «Шехаб-3», что предполагает уменьшение ее веса, создание более мощных, но более легких боеголовок, увеличение времени сгорания топлива, повышение точности наведения и др. Ракетные части, оснащенные ракетами «Шехаб-3», организационно входят в состав военно-воздушных сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР). По состоянию на начало 2006 г. сформированы три ракетные бригады по две стартовой батареи в каждой. Основная группировка иранских БРСД дислоцирована в западных провинциях Керманшах и Хамадан, а резервный компонент дислоцирован в провинциях Исфахан и Фарс в центре и на юге страны. В январе 2006 г. командование КСИР отдало распоряжение о постоянном (каждые 24 часа) изменении местонахождения пусковых установок «Шехаб-3» в пределах радиуса 35 км от командных пунктов. Это делается в качестве превентивной меры по обеспечению их безопасности от предполагаемых ударов со стороны США или Израиля. В 2004 году появилась информация о создании в ИРИ новой модификации изделия – «Шехаб-3Д» (3М, 3А) с дальностью пуска до 2400 км. В то же время в Тегеране официально заявляют, что не разрабатывают ракетного оружия с дальностью действия свыше 2000 км. Считается, что новая модель оснащена твердотопливным двигателем. По сообщениям СМИ, в настоящее время иранские специалисты разрабатывают новую двухступенчатую жидкостную баллистическую ракету «Шехаб-4» с дальностью пуска до 3000 км. За ее основу взят северокорейский проект «Таэпо-Донг-1». Не исключено, что новое изделие может быть использовано для вывода на орбиту искусственного спутника Земли. Практические испытания этой ракеты пока не проводились. По всей видимости, иранцы испытывают трудности в деле ее создания. К перспективным изделиям можно отнести трехступенчатые баллистические ракеты с жидкостными двигателями «Шехаб-5 (дальность 5,5 тыс. км) и «Шехаб-6» (до 10 тыс. км). Они также основываются на северокорейских разработках и, ориентировочно, могут быть созданы к 2010-2015 гг. Имеется информация о возможной разработке в Иране крылатых ракет большой дальности действия для поражения наземных целей. В целом на сегодняшний день Иран обладает относительно низким уровнем развития национальной научной, экспериментальной и производственной базы. По этой причине успешные разработка и организация серийного производства собственного ракетного оружия (особенно большой дальности и высокой точности) в значительной степени зависят от иностранной помощи. Вместе с тем уже в ближайшем будущем ИРИ, по мнению ряда специалистов, будет в состоянии самостоятельно разрабатывать многие узлы ракет и их головных частей с последующим запуском их в производство, что позволит более быстрыми темпами создавать новые и более качественные образцы ракетной техники.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.