Об особенностях социально-экономической политики М.Ахмадинежада

10 декабря 2005
A A A


А.М.Вартанян Победа летом 2005 года неоконсервативных сил на президентских выборах в Иране привела к глубоким изменениям в социально-экономической политике иранского государства. Главной, пожалуй, особенностью социально-экономического курса нового иранского президента и правительства стало подведение под неё идеологического базиса, во многом основанного на постулатах и принципах Исламской революции 1979 года. Другое дело, пока неясно, насколько эффективно подзабытые революционные лозунги могут быть внедрены в иранские экономические и социальные институты, претерпевшие за 27 лет существенную трансформацию и прочно вставшие на путь интеграции в глобальную систему мирохозяйственных связей и отношений. Вопрос еще и в том, собирается ли новое иранское правительство реализовывать данные идеологические установки в практической жизни, которые, вполне вероятно, могут вызвать неприятие у значительной части реформаторско-либерального электората, особенно городской молодежи и студенчества. Кроме того, проведение излишне радикальной социально-экономической политики пока вызывает довольно сдержанную реакцию со стороны высшего шиитского духовенства во главе с Верховным лидером, которое довольно осторожно комментирует новые инициативы президента, особенно связанные с его идеями о передаче народу доходов, получаемых от нефтяного экспорта. Не случайно, иранскому президенту так и не удалось пока "протащить" на должность министра нефти своего кандидата (предложенные им несколько кандидатур на этот пост последовательно отклонялись в Меджлисе, и вопрос до сих пор остается открытым). Тем не менее, как показывает практика первых месяцев правления М.Ахмадинежада, подведенный под новый социально-экономический курс идеологический базис активно тиражируется президентом М.Ахмадинежадом и его командой. Стержневым элементом этого базиса является провозглашенный президентом еще в ходе предвыборной кампании т.н. "принцип справедливости". Сейчас в местные СМИ постоянно вбрасываются заявления президента о том, что "обеспечение справедливости" является одной из сложнейших, но необходимых составляющих процесса формирования исламского государства в Иране. Он призывает простое население страны "в полный голос оповещать" руководство Ирана о наблюдаемых дискриминациях и случаях несправедливости, а также "осуществлять пристальный контроль" за деятельностью чиновников и официальных представителей. Такой "народный контроль" за деятельностью чиновников младшего и среднего звена настораживает и отчасти напоминает атмосферу первых постреволюционных лет в Иране. Принцип справедливости, по заявлению президента М.Ахмадинежада, должен стать ключевым принципом иранской государственной политики. Социальную парадигму этого принципа президент ИРИ трактует следующим образом: "торжество справедливости означает то, что имеющиеся в каком-либо районе страны запасы нефти, газа и водных ресурсов должны прежде всего принадлежать народу, находиться в его пользовании" (фактически, это призыв к национализации стратегических ресурсов страны). На пути реализации "принципа справедливости" М.Ахмадинежад видит много препятствий, с которыми государство может справиться, исключительно опираясь на поддержку народа, особенно молодежи. Другим важным принципом новой социально-экономической политики иранского государства М.Ахмадинежад назвал необходимость использования "человеческого потенциала" иранской молодежи в деле построения "благоустроенного" государства, приоритетными задачами которого были бы такие как обеспечение социальной справедливости, процветание народа, ликвидация бедности, нищеты и социальной дискриминации. В этом контексте, по мнению иранского президента, молодежи должна быть отведена особая роль, и государство обязано использовать имеющийся "молодежный ресурс" в полном объеме. Для этого необходимо сформировать соответствующие рабочие группы для изучения имеющихся потенциальных возможностей в сфере молодежной политики. Кроме того, по словам М.Ахмадинежада, "революционный дух" и "современные знания" молодежи следует использовать для достижения главной общенациональной задачи – обеспечения доступа страны к ядерным технологиям (по его утверждению, Иран уже сегодня входит в первую десятку по уровню развития ядерных технологий). Иранский президент считает, что нынешнее молодое "третье поколение Исламской Революции" по своим взглядам и устремлениям является более революционным и готовым к защите исламских ценностей, интересов государства, его знаний и прогресса, границ и суверенитета. Что касается ядерной энергетики, то этому сегменту в экономической стратегии президента Ирана планируется уделять приоритетное внимание. По заявлению М.Ахмадинежада, сейчас Иран ежегодно расходует на свои внутренние энергетические потребности порядка 1,6 млн. баррелей нефти, что составляет 30 млрд. долл. США. При переходе же на использование ядерной энергии на нужды иранской экономики правительство ежегодно сэкономит 15 млрд. долл. В соответствии с правительственными планами, ядерная энергия будет широко использоваться в таких сферах как сельское хозяйство, здравоохранение, промышленность, энергетика. Одним из приоритетных и наиболее чувствительных аспектов социально-экономической политики М.Ахмадинежада является вопрос о возможном перераспределении нефтяных доходов. Президент лично обещал своим избирателям, что часть доходов от нефти будет субсидироваться на социальные нужды малоимущего населения. Считается, что данный предвыборный лозунг стал одним из решающих факторов успеха новоизбранного президента в ходе предвыборной кампании. Сейчас его практическая реализация осложнена в силу ряда причин. Во-первых, все еще нет назначения на один из ключевых постов – министра нефти (об этом сказано выше). Во-вторых, планы президента по перераспределению доходов от нефти вызвали ажиотаж и беспокойство в иранской правящей верхушке, которая во многом контролирует эти немалые финансовые потоки. Несмотря на эти препятствия, первые практические шаги по выполнению предвыборных обещаний иранский президент уже предпринял. Он внес в иранский парламент (меджлис) законопроект, предусматривающий "справедливое распределение доходов от нефти" между иранскими провинциями. Введение в действие этого закона позволит, по мнению главы исполнительной власти ИРИ, во многом решить проблему т.н. дотационных регионов. "Новый закон послужит тому, что молодежь на региональном уровне сможет благоустроить жизнедеятельность каждой провинции", заявляет М.Ахмадинежад. По его словам, правительство при составлении последующих годовых бюджетов намерено руководствоваться принципом создания для всех провинций равных возможностей для участия в федеральных программах. При этом, для каждой иранской провинции будет разработан индивидуальный четырехлетний план социально-экономического развития с прогнозом на среднесрочную перспективу, который будет учитывать в том числе особые потребности и специфику каждого региона. Нововведения социально-экономического курса М.Ахмадинежада неизбежно затронули и банковскую сферу. Как это ни парадоксально, в иранском обществе вновь заговорили о возможности возобновления действия некоторых принципов т.н. "тоухидной экономики", действующей в первые постреволюционные годы. Речь шла, в первую очередь, о вероятности отмены банковских процентных ставок. Очевидно, что на столь крайние меры новое правительство вряд ли рискнет пойти, тем более на фоне благоприятных для Ирана в последние годы макроэкономических показателях и успешной интеграции этой страны в мировую экономическую систему. Однако, с первых месяцев правления М.Ахмадинежада стало ясно, что некоторых изменений всё же не избежать. В частности, президент заявил о намерении "предоставить банковские активы и заработанные проценты на нужды промышленникам и сельскому хозяйству". Кроме того, правительство намерено компенсировать оформленные ими ранее банковские ссуды, за которые те не в состоянии расплатиться самостоятельно. Одной из важнейших задач социально-экономической политики М.Ахмадинежада провозглашено решение проблемы безработицы в стране. Недавно Организация управления и планирования ИРИ одобрила документ, предусматривающий создание дополнительных рабочих мест. Кроме того, президент поручил этой организации в шестимесячный срок во взаимодействии с Министерством труда и социальных вопросов, Министерством благоденствия и социального обеспечения подготовить "Проект о внесении поправок в закон о труде". Новый законопроект должен быть составлен с учетом международных стандартов и конвенций, в том числе консульской практики, последних изменений на международных рынках труда и занятости, а главное – направлен на устранение дискриминационных положений в вопросах занятости, облегчение доступа на рынки труда, решение проблемы занятости. Кроме этого, меры правительства по решению проблемы безработицы будут включать создание благоприятных условий для развития человеческих ресурсов, укрепления кадрового потенциала и повышения квалификации специалистов на госслужбе. Серьезную ответственность по решению проблемы безработицы президент наложил на Высший совет по труду: тот обязан ежегодно составлять обзорные доклады по ситуации на рынке труда с учетом условий занятости, уровня инфляции и т.д. Министерство труда и социальных вопрос, в свою очередь, должно тесно взаимодействовать с рабочими профсоюзными организациями и объединениями и готовить на основе этого сотрудничества соответствующие ежегодные доклады для Высшего совета по труду. Таким образом, несмотря на некую идеологизированность социально-экономических программ нового президента и правительства ИРИ, очевидно, что на практике иранские неоконсерваторы намерены действовать исходя из чисто прагматических интересов и потребностей государства и общества. Под внешним фасадом хомейнистской идеологии и участившихся призывов президента М.Ахмадинежада вернуться к укреплению исламских революционных ценностей скрывается простой политический расчет: в деловом и максимально прагматичном русле провести назревшие давно социально-экономические реформы и укрепить таким образом свои позиции в политическом истеблишменте, а главное – среди иранского электората. При этом, как показывает практика, неоконсерваторы, действительно имеющие большой управленческий опыт и неплохие наработки в вопросах планирования и реформирования, имеют серьезные, долгосрочные и достаточно амбициозные планы по переустройству, которые в основе своей (за исключением некоторых перегибов) нацелены на достижение прогресса и модернизации с максимально широким задействованием современных технологий, инновационных ресурсов и инвестиций. В подтверждение этого тезиса следует отметить недавнее решение правительства об учреждении Высшего совета по информационным технологиям (ИТ), который в настоящее время находится в процессе формирования. Кроме того, принято решение о выделении на развитие информационных технологий в рамках Четвертого пятилетнего плана социально-экономического развития ИРИ порядка 5 млрд. долл. США.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.