Иранская ядерная программа: правовой аспект

17 октября 2005
A A A


А.М.Вартанян Значительный экономический потенциал Ирана постоянно стимулировал создание и совершенствование мощной энергетической системы, на базе которой можно было бы развивать основные отрасли промышленного производства. Частично этим задачам была подчинена экономическая политика иранского шахского правительства в 60 – 70-е гг., когда началось динамичное развитие национальной промышленности. С 1973 г. в стране началась реализация программы использования атомной энергии в мирных целях, предусматривавшей сооружение 23 АЭС. Для этого была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ), основной задачей которой являлось заключение контрактов с иностранными компаниями, экспортирующими технологии для ядерной энергетики. В 70-е гг. Ирану удалось заключить контакты с Германией и Францией на строительство атомных электростанций. Были подписаны предварительные договоренности с США, которые после Исламской революции 1979 г. были аннулированы. Новое иранское руководство возобновило ядерную программу страны, однако в более умеренных масштабах. Был заключен контракт с Россией на сооружение первого блока АЭС в Бушере. Продолжали функционировать Тегеранский центр ядерных исследований, центры по конверсии и обогащению урана в Исфагане и Натанзе, объект по производству тяжелой воды в Араке, ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже. В то же время Тегеран всегда открещивался от попыток использования своей ядерной программы в военных целях. Доказательств того, что Иран втайне создает на своих объектах ядерное оружие, не обнаружено. Более того, Иран не только строго соблюдает свои международно-правовые обязательства в ядерной сфере, но и постоянно совершенствует внутреннюю правовую базу в части, касающейся работ в области мирной атомной энергии. В 1969 г. Иран присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а в 1970 г. ратифицировал его. С 1958 г. Иран является членом МАГАТЭ. Он неоднократно заявлял о стремлении использовать атомные технологии исключительно в мирных целях. С февраля 1992 г. Иран предоставил МАГАТЭ возможность инспектировать любые ядерные объекты на своей территории. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени многочисленные проверки МАГАТЭ не выявили никаких нарушений, позволяющих трактовать развитие иранской ядерной энергетики как немирной, преследующей цели создания ОМУ. В декабре 2003 г. Иран подписал с МАГАТЭ Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях, трактуя этот шаг как новую меру доверия, призванную продемонстрировать мирную направленность и прозрачность иранских ядерных программ. Тем не менее парламент ИРИ до сих пор не ратифицировал этот протокол, более того, в сентябре с.г. он инициировал законопроект, предписывающий правительству приостановить выполнение положений этого документа. Законодательство ИРИ в области контроля за ядерными и радиоактивными материалами служит дополнительным доказательством мирной направленности иранских ядерных программ. В соответствии с данным законодательством, Тегеран принципиально рассматривает контроль за движением «особых материалов» в качестве необходимого инструмента выполнения им международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ). В этом контексте в 1974 г. парламент (меджлис) ИРИ принял пакет законодательных положений (12 статей), касающихся контроля за ядерными и радиоактивными материалами. В соответствии с этими актами, задачи по проведению исследований в ядерной области, развитию соответствующего научно-технического потенциала, строительству атомных электростанций, производству и распределению материалов и оборудования, используемых в ядерной сфере, а также контроль за их движением возложены на Организацию по атомной энергии ИРИ. Ей также поручено устанавливать связи с международными организациями и зарубежными странами в области атомной промышленности и соответствующих научно-технических знаний; представлять Иран в МАГАТЭ, налаживать взаимодействие и сотрудничество с другими странами, иностранными государственными и частными структурами для привлечения инвестиций в науку, технику и промышленность; экспортировать технологии, нанимать на работу иностранных специалистов. На основании статей 7-9 данного законодательного пакета в Иране сформирован специальный совет (численностью 15 человек), на который возложена задача обеспечения должного развития научно-технического потенциала в ядерной области. В состав совета входят руководитель Организации атомной энергии в ранге вице-президента ИРИ, министры экономики и финансов, энергетики, сельского хозяйства, здравоохранения, науки и образования, руководитель Организации бюджета и планирования, руководитель Организации окружающей среды, а также четыре эксперта в ядерной области. Совет занимается утверждением генеральной линии и программных положений развития страны в ядерной области. Для принятия советом решений необходимо не менее восьми голосов. Практическое регулирование ситуации в ядерной сфере осуществляется в Иране следующим образом. В целях контроля за экспортом/импортом ядерных и радиоактивных материалов, а также за их транспортировкой внутри страны Организация атомной энергии ИРИ осуществляет рабочее взаимодействие с Таможенной службой ИРИ, а точнее, с конкретными таможенными пунктами, расположенными на иранской границе. Все так называемые особые материалы и оборудование имеют свою кодификацию. Предусмотрены необходимые меры, призванные не допустить нелегальный ввоз и вывоз такого рода материалов. При этом любое их перемещение внутри страны осуществляется только с разрешения Организации атомной энергии ИРИ. В 1989 г. парламент (меджлис) ИРИ принял кодекс о защите от радиации (состоит из 23-х статей и 6 примечаний). Его положения включают создание, строительство, ввод в эксплуатацию и функционирование объектов, использующих источники радиации, а также любую иную связанную с этим деятельность, в том числе ввоз, вывоз, распределение, производство, транспортировку, добычу, использование и хранение ядерных материалов и их отходов. Статья 4 данного кодекса предусматривает обязательную процедуру получения государственных лицензий любыми объектами, в той или иной степени связанными с радиоактивными веществами. Статья 17 предписывает строгое соблюдение любым связанным с радиацией физическим или юридическим лицом положений Организации атомной энергии ИРИ, а также их обязательный надзор и проверку. В случае нарушений объект лишается государственной лицензии, и дело передается в соответствующие компетентные органы. Согласно статье 18 кодекса, любые попытки предоставления неверной либо искаженной информации в ходе проверки, а также несоблюдения положений и ограничений, указанных в лицензии, рассматриваются в качестве уголовных преступлений и подлежат соответствующему наказанию. В соответствии со статей 21 кодекса все министерства и ведомства, иные государственные учреждения, организации и компании, правоохранительные и судебные органы обязаны оказывать Организации атомной энергии ИРИ необходимое содействие в исполнении данных законодательных актов.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.